Агентство стратегических реформ изучило, почему Узбекистан занимает лишь 71-е место из 75 стран в пенсионном рейтинге Allianz Pension Ranking 2023 (Казахстан занимает 34-е место, Россия – 37-е, а Турция – 59-е). Данный рейтинг основан на трех суб-индексах: базовые условия, устойчивость и адекватность пенсионной системы. Они оцениваются по шкале от 1 до 7, где 1 – наилучшая оценка. Общий балл Узбекистана составляет 4,5 (4,4 по базовым условиям, 3,6 по устойчивости и только 5,3 по адекватности).
Уровень пенсионных взносов (12-25%) в Узбекистане относительно высок по сравнению с другими странами. Однако валовой коэффициент выплат (55%) находится лишь на среднем уровне. Последний показатель указывает средний размер получаемой пенсии в соотношении со средней заработной платой работника-мужчины. Это несоответствие приводит к ощущению, что человек не получает многого от своих пенсионных взносов и что пенсии слишком низкие. Кроме того, охват пенсионной системой в Узбекистане низкий – 38%, из-за высокой неформальной занятости. Доступ к о формальными финансовым услугам, которые могут быть использованы в качестве пенсионных механизмов, также низок.
Пенсионная система Узбекистана состоит из обязательной системы с установленными выплатами, основанной на взносах. Она все больше и больше финансируется из государственного бюджета.
За последние 10 лет доходы Пенсионного фонда увеличились в 3,4 раза, а расходы в 5 раз. С 2020 года на финансирование пенсионных выплат на постоянной основе выделяется трансферт из государственного бюджета.
В 2022 году сумма трансфера составила 11 трлн сумов (24,7% от общих расходов), а на 2023 год планировалось 15 трлн сумов (29%). В 2030 году объем трансферта прогнозируется на уровне 38 трлн сумов.
Nota bene: система с установленными выплатами – это пенсионная система, в которой человеку гарантируется получение определенной ежемесячной пенсии. Размер пенсии может варьироваться в зависимости от размера взносов, пенсионного возраста и стажа работы, но существуют фиксированные правила ее определения. Однако размер получаемой пенсии, как правило, не является линейной функцией от взносов, поскольку последние обычно объединяются в общий пенсионный фонд.
Система государственного пенсионного обеспечения сопоставима с другими странами. Однако в большинстве стран этот компонент дополняется профессиональными пенсионными программами или индивидуальными сберегательными программами. В Узбекистане профессиональные пенсионные планы отсутствуют. Единственная существующая индивидуальная накопительная программа является обязательной, но незначительной из-за слишком низкой ставки взносов (0,1% от зарплаты) и чрезмерно ограничительных правил.
Хотя по этим суммам рассчитан годовой процентный доход в размере инфляции (10% в 2021 году, 12,4% в 2022 году, 8,8% в 2023 году), граждане не имеют права добровольно направлять свои сбережения в другие финансовые инструменты или банковские вклады.
Дания и Нидерланды занимают самые высокие места в этом и других пенсионных рейтингах. Их пенсионная система основана на сильном профессиональном компоненте. Например, в Нидерландах есть базовая государственная пенсия по фиксированной ставке, финансируемая из государственного бюджета. Он сочетается с обязательным пенсионным планом, связанным с промышленными соглашениями. Этот пенсионный план зависит от заработков и имеет установленные выплати, но основанный на капитальном финансировании. Пенсионные права полностью переходят при смене работы. Общая ставка взносов в пенсионную систему составляет 18%. Коэффициент охвата составляет 100%, а валовой коэффициент выплат – 69% для государственного компонента – без учета профессионального компонента и несмотря на старение населения Нидерландов. Возраст выхода на пенсию корректируется в зависимости от изменения ожидаемой продолжительности жизни.
Исторические корни этой системы в коллективных договорах затрудняют ее прямое воспроизведение в Узбекистане, не имеющем подобных традиций. Однако государственные системы пенсионного обеспечения с установленными выплатами могут сочетаться с профессиональными и индивидуальными накопительными системами, как в Германии и Швейцарии. В этом случае профессиональный компонент состоит из пенсионного плана с установленными взносами, предоставляемого работодателем, или отраслевых соглашений.
Примечание: Пенсионная система с установленными взносами – это пенсионная система, в которой человек знает, сколько он отчисляет каждый месяц, но не знает, сколько он получит в качестве пенсии. Последняя зависит от рыночных показателей пенсионного фонда, управляющего индивидуальными счетами. С другой стороны, пенсия в этой системе является линейной функцией от предыдущих накоплений.
Кроме того, можно добровольно делать взносы в пенсионные планы частных банков и страховых компаний. В Германии общая ставка взносов в пенсионную систему составляет 18,6%. Коэффициент охвата составляет 82%. Балл адекватности пенсионной системы Германии в рейтинге Allianz составляет 2,8.
Такое сочетание также соответствует рекомендациям международных организаций. Например, Всемирный банк рекомендует следующий подход к многокомпонентной пенсионной системе:
- Базовая пенсия из государственного бюджета;
- Обязательная государственная система пенсионного обеспечения с установленными выплатами;
- Обязательная схема с установленными взносами в оккупационных или личных пенсионных планах с финансовыми активами;
- Добровольная система с доступом к ряду финансовых и нефинансовых активами и поддержки.
Кроме первого варианта, все пенсии должны быть самофинансируемыми, то есть выплачиваться за счет взносов отдельных участников и работодателей.
Для совершенствования пенсионной системы Узбекистана предлагается следующее:
- Обеспечить перевод системы обязательных накопительных пенсионных счетов в Народном банке в добровольную, гибкую и открытую форму для других банков.
- Разрешить и облегчить внедрение профессиональных пенсионных программ крупными работодателями, связав их с финансовыми учреждениями для сотрудничества.
- Поставить взносы самозанятых в государственный пенсионный фонд в зависимость от их заработков вместо фиксированного единовременного взноса. Разрешить им делать низкие и нечастые взносы.
- Улучшить управление государственным пенсионным фондом, чтобы снизить административные и операционные расходы на каждую пенсию. Повышение прозрачности, более четкие критерии пенсионного обеспечения и дальнейшая автоматизация системы позволят снизить эти расходы.
- Повышение уровня формальной занятости, в том числе среди женщин, что позволит увеличить базу взносов в пенсионную систему и охват населения.
В целях совершенствования пенсионной системы Агентство стратегических реформ считает целесообразным разработать проект Указа Президента. Важно учитывать следующие аспекты: проведение масштабной реформы пенсионной системы, пересмотр условий назначения пенсий, пенсионного возраста, увеличение стажа работы или взносов для получения пенсий, обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы и расширение охвата населения.