Агентство стратегических реформ провело анализ новой редакции закона «О телекоммуникациях» с целью обеспечения его соответствия ожиданиям участников рынка и международным стандартам.
В рамках задачи, поставленной постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 марта 2024 года номером № ПП-109, установлено, что новой редакцией закона «О телекоммуникациях» устанавливается порядок, при котором регулятором рынка телекоммуникаций будет отдельный орган.
Задачами нового регуляторного органа подразумевалось обеспечение равных условий для всех провайдеров телекоммуникационных услуг, что позволит развивать открытый и конкурентный телекоммуникационный рынок.
Во время проведенных Агентством встреч с представителями частного сектора в сфере неоднократно отмечалась обеспокоенность концентрацией всех регуляторных функций сектора в едином органе.
Nota bene: регулирование политики развития сферы, рынка, качества услуг, в тоже время, как и операторы с наибольшей долей на рынке телекоммуникаций находятся в непосредственном ведомстве Министерства цифровых технологий.
В связи с чем Агентство стратегических реформ дало заключение о необходимости включения данных законодательных норм в редакцию закона, одобренного Сенатом в марте 2024 года.
На основании заключения Администрацией Президента закон был возвращён в Законодательную палату Олий Мажлиса, а также была создана рабочая группа по изучению и разработке оптимальной модели регулирования сферы.
Для выбора новой модели регулирования сферы телекоммуникаций Агентством были изучены практики и опыт в регулировании телекоммуникационной отрасли в странах с динамично развивающимся уровнем цифровизации, на предмет их потенциального применения в условиях Узбекистана.
Также был изучен наиболее «свежий» опыт в таких странах как Азербайджан и Эфиопия, создание независимого регулятора в которых привлекли значительные международные инвестиции, что способствовало развитию телекоммуникационной инфраструктуры и повышению качества услуг.
Кроме того, по запросу Агентства Всемирный банк предоставил рекомендации, в которых подчёркнуто, что принципиально важно отделить регулятора рынка от остальных регулирующих органов, а также определить основной задачей беспристрастно устанавливать и обеспечивать соблюдение технических и экономических правил, которым подчиняются все телекоммуникационные операторы, независимо от того, являются ли они госпредприятием или находятся в частной собственности.
Изученный зарубежный опыт и экспертное мнение Всемирного банка показали, что предложенные решения могут положительно повлиять не только на отрасли телекоммуникаций и цифровизации, но и другие сектора экономики.
Nota bene: в странах с независимыми телекоммуникационными регуляторами среднегодовой рост ВВП был на 1–2% выше по сравнению с теми, где такие регуляторы отсутствовали.
Рабочей группой при Кабинете Министров совместно с Министерством цифровых технологий и Агентством стратегических реформ были разработаны предложения по созданию отдельного органа для регулирования рынка.
Помимо вышеуказанных изменений новой редакцией закона «О телекоммуникациях» предоставляется ряд удобств населению и субъектам, осуществляющим деятельность в сфере, такие как:
при строительстве зданий и сооружений предусматривается обязательность современной телекоммуникационной инфраструктуры;
возможность на безвозмездной основе пользования имеющейся в здании инфраструктурой;
операторам разрешается совместно использовать объекты телекоммуникационной инфраструктуры;
больше не требуется лицензия для работы в сфере телекоммуникаций при предоставлении услуг через приложения банка, платежной системы, платежной организации, платформы электронной коммерции.