Агентством стратегических реформ и Министерством инвестиций, промышленности и торговли проанализирована деятельность специальных экономических зон и разработаны предложения по улучшению инвестиционного климата, создания дополнительных условий для привлечения крупных операторов специальных экономических зон.
По состоянию на апрель 2024 года в Узбекистане функционируют 20 СЭЗ, в которых в качестве резидентов ведет деятельность 771 предприятие. Объем производства промышленной продукции в СЭЗ за 1–квартал 2024 года составил 8,8 трлн сум, темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 25,7%. За этот период освоено 1,8 трлн сум инвестиций, что на 28,6 процентов больше аналогичного периода прошлого года.
Nota bene: за период 2017–2023 гг. в Узбекистане привлечено более 45 млрд долларов иностранных инвестиций, в том числе 800 млн долларов в рамках проектов специальных экономических зон, что составляет всего 1,8% от общего объема совокупных прямых иностранных инвестиций (в Китае – 80%, во Вьетнаме – 65%, в ОАЭ – 40%).
Ключевыми факторами, сдерживающими развитие специальных экономических зон в Узбекистане являются:
1. Большинство образованных СЭЗ не имеют полного доступа к внешней инфраструктуре (газ, вода, электричество, дороги, канализация, железнодорожная ветка), что не дает возможности реализации инвестиционных проектов. Также заранее не было предусмотрено должное планирование развития территории СЭЗ.
В зарубежной практике к процессу организации СЭЗ относятся также, как к началу реализации крупного инвестиционного проекта с подготовкой соответствующих расчетов (ТЭО) и мастер планов. Это позволяет правильно и эффективно планировать развитие инфраструктуры СЭЗ.
2. Сравнительно непривлекательные экономические стимулы и льготы.
Резиденты СЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами на период от 3 до 10 лет в зависимости от объема вложенных инвестиций. Следует отметить, в международной практике (Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам, Казахстан, Китай) участники СЭЗ практически освобождены от уплаты всех видов налогов и сборов.
Nota bene: в Казахстане участники СЭЗ освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество и таможенных пошлин.
3. Ограничение срока действия СЭЗ (не более 30 лет) снижает их привлекательность в глазах инвесторов и операторов. Как показывает зарубежный опыт, операторы начинают получать прибыль от управления СЭЗ в среднем через 20 лет после запуска зоны.
4. Фрагментированная нормативо-правовая база, которая регулируется несколькими законами, указами и постановлениями (всего 14), что создает сложности для инвесторов.
Nota bene: 14 нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность СЭЗ, включают в себя Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» (от 9 декабря 2019 г.), Налоговый и Таможенный кодексы, 8 постановлений Президента Узбекистана и 3 постановления Кабинета Министров.
5. Не установлен специальный правовой режим для СЭЗ (налоговый, таможенный, миграционный, трудовой режимы и другие), предусмотренный статьей 37 действующего закона о «О специальных экономических зонах». Поэтому дирекция и участники СЭЗ вынуждены руководствоваться общепринятым законодательством Узбекистана, а не только Законом о СЭЗ, что фактически нивелирует эффективность СЭЗ.
6. Отсутствует механизмы передачи СЭЗ на управление частным операторам.
В данное время руководство СЭЗ осуществляется дирекцией, которая является государственным учреждением.
7. Действующий закон о СЭЗ предусматривает в качестве резидентов СЭЗ только производственные предприятия, что сильно ограничивает развитие.
В Турции, ОАЭ и Южной Кореи, помимо производственных предприятий, резидентами СЭЗ могут стать НИИ, банки, лаборатории, логистические компании и торговые предприятия, что дополняет деятельность производственных предприятий.
8. Ограничение на движение капитала на сумму более 10 тыс. долл. создает риски по выводу средств при реализации действующего проекта или его ликвидации.
9. Ограничение на привлечение иностранной рабочей силы (не менее 90% от общего числа) также не отвечает лучшим практикам, и сдерживает приток инвестиций.
10.Действующая 4–х уровневая система разрешения споров ((1) переговоры, (2) медиация, (3) рассмотрение дела в суде, (4) международный арбитраж) не привлекательна для иностранных инвесторов, так-как способствует затягиванию решения спорных вопросов.
В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата, создания дополнительных условий для привлечения крупных операторов СЭЗ, Агентством стратегических реформ и МИПТ разработаны следующие предложения:
1. Ускорить разработку совместно с международными финансовыми институтами и принятие Закона о специальных экономических зонах в новой редакции. Данный Закон будет регулировать деятельность СЭЗ, но сохранит ранее предоставленные льготы и преференции.
2. Предусмотреть в проекте нового Закона:
– разрешение частным и/или иностранным компаниям, получившим лицензию на обслуживание и эксплуатацию СЭЗ выступать операторами СЭЗ;
– предоставление права частным компаниям управлять СЭЗ;
– установление порядка, согласно которому лицензии на обслуживание и эксплуатацию СЭЗ будут выдаваться на бессрочной основе;
– установление проектного подхода к организации СЭЗ, с обязательной подготовкой ТЭО и мастер-плана;
– расширение перечня СЭЗ и видов деятельности, осуществляемых в них.