Об основных итогах 2021 года в области привлечения инвестиций, внедрению механизма отбора и реализации проектов в регионах, реформах в сфере стратегического планирования и первом Ташкентском международном инвестиционном форуме мы поговорили с заместителем генерального директора Агентства стратегического развития Республики Узбекистан Алексеем Симом.
Интервью с заместителем генерального директора Агентства стратегического развития Республики Узбекистан Алексеем Симом.
— Агентство стратегического развития создано недавно. Расскажите о целях, задачах и функциях Агентства и о том, что Агентством уже было сделано.
— Ключевой задачей Агентства стратегического развития (АСР) является выявление и решение стратегических задач через призму формирования благоприятного инвестиционного климата и деловой среды для создания возможностей реализации крупных стратегических инвестиционных проектов, способных внести значительный вклад в развитие регионов и отраслей экономики.
В этих целях на ежегодной основе будет проводиться анализ инвестиционного климата регионов, который позволит оценивать каждый регион с точки зрения качества регуляторной среды и уровня инвестиционного потенциала региона (трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, инфраструктура, земельные и природные ресурсы и другие). Этот анализ поможет объективно определить сильные и слабые стороны каждого региона и создать основы для выработки конкретных предложений по повышению их инвестиционной привлекательности.
Вместе с тем, все предложения будут проходить широкое обсуждение с бизнес-сообществом и органами государственной власти. В этих целях организованы экспертные площадки для эффективного взаимодействия государственных органов, международных организаций, иностранных компаний, субъектов предпринимательства. Агентством совместно с бизнес-сообществом и международными консультантами уже проведен анализ секторов с наиболее высокими показателями неформальной экономики. Анализ нацелен на выработку предложений по сокращению барьеров и препон для ведения бизнеса в Узбекистане.
Совместно с экспертами Всемирного банка ведется работа по разработке стратегии прямых иностранных инвестиций. В рамках этого проекта уже проведена диагностика прямых иностранных инвестиций, дана оценка их историческим показателям, проведен анализ типов привлеченных инвестиций, основных стран-партнеров и секторов (отраслей) экономики по привлечению ПИИ. Подготовлен обзор политики в данной области, в частности, основных нормативных инструментов ПИИ, институциональной среды, правил входа и создания бизнеса, а также проведен анализ инвестиционной политики и нормативно-правовой базы, выявлены барьеры для привлечения инвестиций, подготовлен обзор по этой теме. Реализация данного проекта позволит выявить «драйверы» экономики страны из ряда приоритетных отраслей, подготовить рекомендации, конкретные меры и инициативы для ускорения привлечения инвестиций в отобранных отраслях, разработать стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций до 2030 года с конкретным планом действий.
Кроме того, совместно с правительством ОАЭ запущена совместная программа подготовки «Молодых лидеров» из числа перспективных государственных служащих Узбекистана, которые в течение четырех месяцев пройдут курс интенсивного обучения по различным направлениям. Наряду с этим, Агентством стратегического развития Республики Узбекистан ведется работа с Агентством стратегических инициатив РФ в рамках утвержденного Плана практических мероприятий по ряду направлений.
— Можете вкратце рассказать об основных итогах 2021 года в области привлечения инвестиций в экономику? На какие отрасли пришлась основная часть зарубежных инвестиций? Какие страны стали лидерами по объемам инвестиций в Узбекистан?
— По итогам 2021 г. сумма освоенных иностранных инвестиций составила 11,1 млрд. долл. (выполнение 113% от годового прогноза), в том числе инвестиции в основной капитал — 9,8 млрд. долл. (темп роста — 110% к показателям 2020 г.).
Прямые иностранные инвестиции и кредиты освоены на 9 млрд. долл., или 117% к прогнозу, в том числе в основной капитал на 8,2 млрд. долл. с темпом 124% к показателю 2020 года. Средства международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций — на 2,1 млрд. долл., или 100% к годовому прогнозу.
В 2021 г. за счет прямых иностранных инвестиций и кредитов отраслевыми предприятиями были освоены 3,8 млрд. долл., или 103% к прогнозу, а по региональным проектам — 5,2 млрд. долл., или 130% к прогнозу. Основной объем инвестиций приходится на энергетический сектор, металлургию, химическую промышленность, производство электротехнической продукции, IT-технологии, строительство, фармацевтику, легкую промышленность, сельское хозяйство и другие.
На сегодняшний день свыше 50 стран инвестируют в экономику Узбекистана, но ведущими странами-инвесторами являются КНР (2,2 млрд. долл.), Россия (2,1 млрд. долл.), Германия (800,7 млн. долл.), Турция (1,18 млрд. долл.) и Южная Корея (137,4 млн. долл.)
— Известно, что Агентством стратегического развития (АСР) совместно с МИВТ ведется работа по внедрению нового механизма отбора и реализации проектов проектными группами в регионах страны. Чем она будет отличаться от существующей системы? Когда конкретно заработает новая система?
— Предложенный руководством страны механизм работы проектных групп в регионах страны был детально разработан Министерством инвестиций и внешней торговли с участием Агентства. Агентством разработана первичная методология работы для каждой единицы проекта — от проектных групп до участвующих в механизме ведомств. Принцип работы нового механизма — «снизу вверх».
Проектными группами районов и городов осуществляется сбор и анализ потенциала вверенной территории, оказывается содействие местным предпринимателям в подготовке проектных заявок, которые, в свою очередь, передают на областной уровень — в проектные офисы.
Областные проектные офисы аккумулируют и анализируют всю информацию, полученную из районов, рассматривая потенциал проектных заявок в разрезе области, в том числе на предмет потенциальной кооперации нескольких проектов (как действующих, так и будущих), осуществляют отбор приоритетных проектов. Все данные передаются в Центральный проектный офис — МИВТ.
Республиканский проектный офис, определив самые приоритетные инвестиционные проекты, формирует портфели проектов в разрезе всей республики. Проектный офис силами собственных структурных подразделений и подведомственных агентств организует подготовку и доработку проектной документации, в том числе тизеров и бизнес-планов, презентаций. Проработанный портфель проектов далее передается в Министерство иностранных дел и посольства Республики Узбекистан за рубежом для привлечения иностранных инвесторов, а также районным и областным проектным офисам для поиска и презентации проектов местным инвесторам.
На этом работа проектных групп не заканчивается — осуществляется сопровождение инвестиционных проектов в период их реализации до достижения определенных показателей устойчивости или доходности проекта. В части поддержки инвестиционных проектов необходимо также отметить возможность получения финансовой поддержки от Фонда прямых инвестиций.
Новый механизм уже в работе, начаты сбор данных и генерация проектных идей.
— Известно, что Агентство стратегического развития работает над созданием новой онлайн-платформы по решению системных проблем предпринимателей. На какой стадии находится этот проект? Когда он будет запущен?
— В современном мире, где царят технологии, мобильно гибкие IT- решения призваны упрощать любые, скажем так, «жизненные процессы». Поэтому сегодня в обиход пользователей вошло такое обозначение интерфейса, как user friendly из теории юзабилити, что, в принципе, означает «дружественный в отношении пользователя».
Наша онлайн-платформа (краудсорсинг) разрабатывается исходя из этих соображений: создать единый портал, который будет работать по принципу «в одно окно», как для инвесторов, так и для предпринимателей. Инвестор сможет найти всю необходимую информацию и потенциальных партнеров, проекты для реализации, оформить необходимые документы. Для предпринимателей будет возможность онлайн-оформления экспортно-импортных операций, решения других бизнес-процессов, в том числе предусматриваются прямые обращения по существенным проблемам. Задача на самом деле поставлена масштабная.
В тестовую эксплуатацию проект планируется запустить в течение первого квартала 2022 года. Введение в строй полноценной рабочей версии планируется в течение третьего квартала этого года.
Говоря о деталях реализации, можно сказать, что заканчивается работа по разработке, согласованию и утверждению технического задания новой онлайн-площадки, позволяющей выявлять и решать системные проблемы субъектов предпринимательства. Проект находится на стадии согласования и интеграции как с существующими и уже внедренными, так и вновь вводимыми в строй смежными онлайн-платформами.
Проделаны следующие этапы разработки платформы:
– создан прототип веб-сайта платформы, добавлен функционал экспресс-подачи обращений и жалоб с упрощенной процедурой регистрации и идентификации предпринимателя;
– ведутся работы над усовершенствованием интерфейсной и логической частей программного продукта, формирования отчетности и статистических показателей;
– ведутся работы по интеграции веб-сайта с государственными программными системами и средствами для аутентификации и верификации пользователей, а также для взаимодействия с министерствами и ведомствами для совместной работы над полученными обращениями и над решением выявленных проблем;
– каталогизирован перечень проблем и препятствий, с которыми сталкивались предприниматели. Каталог применен в разработанном прототипе веб-сайта для предоставления возможности подачи обращения либо жалобы в рамках выбранной проблемы;
– ведутся работы над определением рабочей группы и порядком рассмотрения, контроля и исполнения поручений, связанных с процессами решения выявленных проблем.
— Какие, на Ваш взгляд, ключевые реформы повысили инвестиционную привлекательность страны для зарубежных инвесторов?
— За прошедшие 5 лет Узбекистан значительно изменился, наша страна сегодня становится одним из символов открытости, новаторства и решимости в снятии разного рода барьеров для бизнеса и инвестиций.
Ликвидирована множественность валютных курсов, обеспечены для инвесторов возможности по беспрепятственной конвертации валютных средств через банки. В целях дальнейшего упрощения валютного режима отменена обязательная продажа экспортной валютной выручки для всех хозяйствующих субъектов Узбекистана. Либерализация валютной политики — это огромный толчок для развития бизнеса, увеличения оборота иностранной валюты, экспорта и импорта, притока инвестиций и подъема экономики в целом.
Проводятся решительные меры по кардинальному улучшению делового и инвестиционного климата, устранению излишних бюрократических барьеров, совершенствованию устаревших, не соответствующих современным требованиям процедур.
В целях повышения эффективности работы государственных секторов экономики проведена оптимизация структуры Кабинета Министров, энергетического сектора, горнодобывающей и авиационной отраслей. Созданы отдельные агентства по управлению государственными активами, по привлечению прямых иностранных инвестиций, антимонопольный и антикоррупционный комитеты. Данные меры значительно усилили эффективность работы ключевых секторов экономики, а также правительства в целом.
Важно отдельно отметить роль созданного совместно с Европейским банком реконструкции и развития Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Узбекистан, который обеспечивает прямой диалог между правительством Республики Узбекистан и инвесторами.
Приняты два Закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» и «О специальных экономических зонах», которые позволили унифицировать ряд ранее принятых нормативно-правовых актов и значительно улучшить условия для инвестирования в Узбекистане.
Для эффективной имплементации Закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» успешно функционирует 4-уровневый механизм взаимодействия органов государственной власти и инвесторов, состоящий из Министерства инвестиций и внешней торговли, заместителей руководителей хокимиятов и дипломатических представительств за рубежом и коммерческих банков, который позволяет оперативно реагировать на все запросы инвесторов и должным образом отслеживать эффективность имплементации мер, предусмотренных Законом «О специальных экономических зонах» в новой редакции.
Более того, наряду с уже имеющимися правовыми средствами защиты прав и гарантий деятельности местных и иностранных инвесторов, государство продолжает внедрять новые механизмы защиты прав и законных интересов предпринимателей. В числе многих положительных изменений, произошедших за последние годы в данной сфере, можно отметить создание по инициативе главы государства институтов «Бизнес-омбудсмана» при Президенте Республики Узбекистан и приемные Премьер-министра по рассмотрению обращений предпринимателей.
Благодаря институциональным улучшениям и масштабным реформам в инвестиционной и экономической сферах, эффективному взаимодействию соответствующих министерств и ведомств по улучшению бизнес-среды и инвестиционного климата, Узбекистан включен в Индекс регуляторных ограничений прямых иностранных инвестиций ОЭСР, который является индикатором степени открытости экономик различных стран для иностранных инвесторов с показателями на уровне средних показателей ОЭСР.
Уверены, что достигнутые Узбекистаном результаты будут служить хорошим сигналом для инвесторов.
— Какие, на Ваш взгляд, необходимы реформы в сфере стратегического планирования?
— Основываясь на анализе текущей ситуации и передовом зарубежном опыте, считаю наиболее важной задачей стратегического планирования создать долгосрочное видение развития страны на период 15-20 лет.
К примеру, Малайзия, начиная с 1956 года, помимо среднесрочных 5-летних планов развития, разработала долгосрочный стратегический план развития «Национальная трансформация 2030». Этот план ставит перед собой следующие цели: за 20 лет стать одной из 20 ведущих стран мира, «идейным лидером» нации по вопросам науки, технологий и инноваций, увеличить объемы ВВП в 2 раза, ВВП на душу населения в 2,5 раза.
Представляется целесообразным на основе аналогичного долгосрочного видения развития страны организовать работу по разработке конкретных стратегий на среднесрочную перспективу, стратегий регионов и отраслей, а также целевых стратегий с определением в них конкретных целевых показателей развития, выполнение которых необходимо для достижения стратегических целей видения. На основе данных стратегий должны формироваться портфели проектов на 3-4 года и краткосрочные государственные программы на 1-2 года. Важно обеспечить вертикальную и горизонтальную взаимосвязь всех этих документов.
— Какие задачи стоят перед АСР в текущем году?
— План работы Агентства на нынешний год состоит из ряда важных мероприятий. В их числе — разработка методологических документов в сфере стратегического планирования, выработка и внедрение рейтинга инвестиционного климата регионов, запуск онлайн-платформы по выявлению и решению системных проблем предпринимателей (краудсорсинг), разработка совместно со Всемирным банком стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций, содействие в создании фронт-офиса для иностранных инвесторов, выработка предложений по улучшению инвестиционного климата и другие.
— В марте в стране должен пройти Первый Ташкентский международный инвестиционный форум. Какие ожидания от форума?
— Ташкентский международный инвестиционный форум станет крупнейшей международной площадкой региона для обсуждения стратегии повышения роли Центральной Азии на международном рынке инвестиций. С учетом графика основных международных мероприятий форум планируется провести в период с 24 по 26 марта 2022 г. с привлечением около 2 тыс. иностранных гостей.
В ходе двухдневной деловой программы состоится выставка промышленного потенциала Узбекистана, а также передовых инновационных технологий и решений ведущих компаний мира. Предусматривается проведение 26 панельных сессий, круглых столов и бизнес-завтраков, структурированных по пяти направлениям: «Узбекистан: новый хаб региона для инвестиций и инноваций», «Предпринимательство в развивающихся странах», «Региональная торговля и инфраструктура», «Индустрия 4.0», «Инвестиционный потенциал отраслей промышленности».
Будут привлечены профессиональные зарубежные компании для организации форума на качественно новом для Узбекистана уровне, в соответствии с лучшими зарубежными практиками, с наполнением программы живыми дискуссиями и обсуждениями на пленарной, тематических и отраслевых сессиях.
Планируется закрепление конкретных панельных сессий за отдельными зарубежными компаниями с учетом их опыта и специализации. При этом медиа- и пиар-поддержка будут вестись всеми вовлеченными в мероприятие компаниями. С учетом опыта международных финансовых институтов и организаций по проведению аналогичных мероприятий в настоящее время осуществляется совместная работа с ЕБРР, МФК, АmCham, EUROUZ и другими организациями.
Это мероприятие продемонстрирует приверженность открытости Узбекистана для международного инвестиционного и бизнес-сообщества, создаст новую для Центральной Азии международную площадку, которая привлечет лидеров крупных инвестиционных, финансово-экономических организаций и компаний, заинтересованных в поиске новых точек роста на динамично развивающемся рынке Республики Узбекистан.
По итогам форума ожидается, что повысится инвестиционная привлекательность Узбекистана; ведущие зарубежные компании заинтересуются реализацией приоритетных инвестиционных проектов в нашей стране; будут выработаны новые решения, направленные на улучшение делового климата, повышение производительности труда, диверсификацию экономики; будут выработаны меры по формированию механизмов эффективного финансирования инновационных инвестиционных проектов в отраслях экономики, а также по дальнейшему укреплению экономического потенциала стран Центральной Азии, повышению привлекательности региона в качестве единого рынка для прямых иностранных инвестиций.
В стране/Инвестиционная политика
Джамолиддин Турдымов, Зиёда Ризаева, ЦЭИР
Журнал «Экономическое обозрение» №2 (266) 2022