В целях продолжения реформ в сфере железнодорожного транспорта был разработан законопроект «О железнодорожном транспорте» при участии Агентства стратегических реформ, соответствующих министерств и ведомств, а также международных и местных экспертов, включая Всемирный банк, Deutsche Bahn и специалистов PricewaterhouseCoopers.
Проект закона, состоящий из 9 глав и 59 статей, концептуально определен постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 откбяря 2023 года №ПП-329 и сформирован на основе модели железнодорожного транспорта (структура железнодорожного рынка, роль государства и частного сектора в ней, современные подходы отношений с клиентами), разработанной в сотрудничестве с Pricewaterhouse Coopers.
Действующий Закон «О железнодорожном транспорте» (состоит из 28 статей, принят в 1999 году) не соответствует требованиям сегодняшнего дня, в частности:
а) не определены четкие полномочия и обязанности Кабинета Министров, Министерства транспорта, Транспортной инспекции, железнодорожных предприятий и других органов по управлению и регулированию отрасли;
б) не определены условия инвестирования в сферу, также не гарантирована финансовая устойчивость предприятий;
в) тарифы, которые регулируются государством, и те, которые определяются свободно на местах (на основе договора), четко не определены.
Новым законопроектом вносятся следующие изменения:
1) разрабатывается модель рынка железнодорожных перевозок;
2) регламентируется порядок использования железнодорожной инфраструктуры общего пользования и деятельность оператора инфраструктуры;
На практике понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и нормы об операторе инфраструктуры не определены.
3) определяются права и обязанности перевозчиков;
На практике права и обязанности перевозчиков не конкретизированы.
4) на железнодорожном транспорте четко определяются тарифы, которые регулируются государством и формируются на рыночных принципах.
При этом:
предоставление грузовых вагонов и установка тарифов на услуги по перевозке пассажиров на высокоскоростных (Афросиёб) и экспресс-поездах («Шарк», «Насаф») переходят от практики государственного регулирования к механизму, основанному на оценке рыночных условий;
тарифы на объекты общественной инфраструктуры, предоставление локомотивов и услуги по перевозке пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах (обычные поезда) регулируются Межведомственной комиссией по тарифам при Кабинете Министров.
В настоящее время тарифы на грузовые перевозки не являются привлекательными для частных владельцев вагонов (инфраструктура, локомотивы, вагонные услуги определяются в целом за 1 тонно-километр).
5) Скидки на тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом предоставляются только по постановлению Кабинета Министров;
6) с 1 января 2025 года на основании государственного заказа (Public service obligation) вводится порядок, согласно которому:
убытки, возникшие от оказания услуг по перевозке пассажиров на местных маршрутах, цены на которые регулируются государством (кроме перевозки пассажиров в скоростных поездах);
скидки, предоставленные на услуги по грузоперевозкам в соответствии с постановлениями Кабинета Министров, будут компенсироваться непосредственно из государственного бюджета.
7) конкретные направления привлечения инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры, в частности, источники финансирования строительства и реконструкции железных дорог общего и необщего пользования определяются конкретно;
8) создаются возможности для реализации проектов на железной дороге на основе государственно-частного партнерства;
9) Четко определяются полномочия и обязанности Кабинета Министров, Министерства транспорта, Транспортной инспекции, органов государственной власти на местах.