Принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по коренному совершенствованию деятельности хокимиятов районов (городов) для устойчивого социально-экономического развития регионов».
Как сообщалось ранее, данный документ разработан Агентством стратегических реформ во исполнение поручения Главы нашего государства.
Указ направлен на внедрение компактной и ориентированной на результат системы управления. Такая система в порядке эксперимента вводится в 45 районах и городах.
В частности, с 1 января 2026 года в 33 районах и городах со статусом «Района (города) в облике Нового Узбекистана», а также во всех районах и городах Сурхандарьинской области районные (городские) подразделения 9 исполнительных органов государственной власти передаются в структуру хокимиятов. В частности:
- Министерство экономики и финансов
- Министерство инвестиций, промышленности и торговли
- Министерство сельского хозяйства
- Министерство занятости и сокращения бедности
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
- Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата
- Министерство культуры
- Комитет семьи и женщин
- Агентство по делам молодежи
Согласно Указу, хокимы будут осуществлять непосредственное руководство районными (городскими) подразделениями этих органов, самостоятельно утверждать и вносить изменения в их штатное расписание, назначать и освобождать сотрудников от должностей, принимать меры по стимулированию или привлечению их к дисциплинарной ответственности.
До сегодняшнего дня у хокима Сурхандарьинской области было
8 заместителей, а у хокимов районов — 6 заместителей. Новым указом утверждена рекомендательная структура аппарата управления этих хокимиятов. Так, количество заместителей хокима в хокимияте Сурхандарьинской области установлено 6 единиц, в хокимиятах районов и городов – 4 единиц.
При этом хокимы получат право самостоятельно определять направления ответственности заместителей, исходя из планов развития территории, ее специализации и драйверов роста. Назначение и освобождение заместителей хокимов осуществляется самим хокимом, а соответствующее решение вносится на утверждение районного (городского) Кенгаша народных депутатов.
Кроме того, структура аппарата управления хокимиятов, где внедряется эксперимент будет утверждается местным Кенгашем по представлению хокима. В структуре в обязательном порядке создаются организационно-кадровое, информационно-аналитическое подразделения, отдел контроля исполнения, информационная служба, отдел энергетического менеджмента, офис цифровизации, юридическая служба и финансово-экономическое подразделение, а также вводится должность руководителя Исполнительного аппарата.
Один из актуальных вопросов — несоответствие между числом руководителей и исполнителей. В некоторых хокимиятах на одного руководителя приходится всего один исполнитель, что приводит к неравномерной нагрузке и снижению качества выполнения задач. В связи с этим теперь штатное расписание в хокимиятах районов и городов будет формироваться в соотношении не менее 3 сотрудников на 1 руководителя.
Указом также внедряются новые эффективные механизмы финансовой поддержки территорий. В частности, при полном достижении ключевых показателей эффективности (KPI) хокимами и их заместителями, объем выделяемых средств на инфраструктуру «драйверных» проектов будет увеличен на 15%. В противном случае, объем средств будет уменьшен,
а вопрос соответствия занимаемой должности будет пересмотрен.
Для изучения эффективных методов работы на местах и расширения деловых связей среди предпринимателей с 2026 года будет организован Межрегиональный форум экономического сотрудничества. Такие мероприятия будут проводиться ежегодно по очереди в каждом регионе.
Кроме того, для расширения обмена опытом и согласованного решения местных вопросов будет создан Совет регионального сотрудничества.
Внедрение новых подходов в управлении требует и совершенствования действующего законодательства. В этой связи с привлечением квалифицированных экспертов министерств и ведомств, исследовательских структур и международных организаций будет разработан новый проект Закона «О государственной власти на местах» и Стратегия децентрализации государственного управления до 2030 года.
Результаты эксперимента будут изучаться и на основе анализа будут подготовлены предложения по совершенствованию системы и ее поэтапному распространению в других регионах страны.