Президентом Республики Узбекистан подписан Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы целевой подготовки и эффективного привлечения к государственному управлению и службе перспективных кадров». Разработка проекта Указа была организована Агентством стратегических реформ.
В частности, документ предусматривает следующее:
- Совершенствуется система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на базе Академии
На базе Академии внедряются 3 направления подготовки (повышение квалификации, переподготовка и магистратура).
а) В рамках программы повышения квалификации (до 1 месяца) ежегодно по заказу АРГОС будут проходить обучение 7 000 государственных служащих.
На этих курсах формируются навыки стратегического мышления, принятия решений в сложных ситуациях, эффективного взаимодействия с населением, управления временем и работы в команде. Также преподаются основы профессиональной этики, протокола, креативного подхода, внедрения инноваций и современных технологий в управлении.
б) Для 350 кандидатов из Национального кадрового резерва ежегодно запускаются 6-месячные переподготовки по 7 программам:
— специальные курсы по поручениям Президента (геополитика, глобальная экономика, управление проектами, устойчивое развитие и др.);
— программа «Женщины-руководители» (для развития лидерских навыков у инициативных женщин и подготовки их к государственной службе);
— программа «Лидеры будущего» (для перспективной молодежи);
— «Системный анализ, стратегическое планирование и достижение целевых показателей» (для руководящих кадров);
— «Социально-экономическое развитие регионов и привлечение инвестиций» (для всех уровней хокимов и их заместителей);
— «Формирование кадрового резерва и развитие человеческих ресурсов» (для руководителей HR-служб);
— «Эффективное управление государственными программами и проектами» (для руководителей, отвечающих за стратегическое планирование).
Также Академия будет организовывать платные программы по заказу стратегических предприятий, частных компаний и НПО, предоставляющих услуги с высокой социальной значимостью.
в) На базе Академии запускаются 5 магистерских программ по международным стандартам (в настоящее время действует только направление «государственное управление», но набор не осуществляется):
— «Комплексное развитие регионов», «Государственное управление», «Государственная политика», «Развитие человеческих ресурсов», «Управление государственными финансами». Обучение длится до 18 месяцев.
Подготовка специалистов будет проходить в партнерстве с ведущими зарубежными вузами — в Великобритании, Сингапуре, США, Германии, России, Корее и других странах.
— Прием в магистратуру также будет осуществляться по контрактной форме на открытой основе вне рамок госзаказа. Квоты определяются Попечительским советом.
— Кандидаты проходят тестирование по иностранному языку и профильным дисциплинам, а затем собеседование с Комиссией из представителей Администрации Президента, Кабинета Министров, профильных министерств, ведущих преподавателей и зарубежных экспертов.
На собеседовании оцениваются экономические и правовые знания, управленческие навыки, способность к командной работе, стратегическое и аналитическое мышление, инициативность, инновационный подход, навыки проектного управления и публичной коммуникации.
— По результатам тестов и собеседования в пределах квот зачисляются кандидаты с наивысшими баллами: 150 — по государственному гранту, остальные — на контрактной основе (по квотам Попечительского совета).
- В Академии реализуются меры по коренному улучшению качества образования и учебного процесса
а) Все средне- и долгосрочные образовательные программы организуются как совместные с международными партнерами (Сингапур, Корея, Германия, Россия, Япония, США).
б) Образовательный процесс будет основываться на рекомендациях ОЭСР, а также на профессиональных компетенциях, сформированных на основе национальных ценностей и норм этики.
Разработанные компетенции станут основой учебного процесса и будут соответствовать реальным требованиям к государственным служащим. Например, кандидат на должность хокима после 42 недель теоретического обучения в Академии пройдет 16-недельную стажировку в роли «дублера» действующего хокима и 8 недель стажировки в зарубежной партнерской организации.
в) По окончании обучения слушатели будут защищать проекты по развитию соответствующих регионов, подготовленные по принципам проектного управления.
г) Вводится механизм продвижения лучших выпускников на более высокие должности, а также отчисления неуспевающих и взыскания понесённых затрат.
- Создаются новые структуры для развития образовательной и исследовательской деятельности Академии
а) Центр компетенций в области анализа и исследований:
— Координирует работу по стандартизации аналитической деятельности в госорганах;
— С 2025/2026 учебного года будет координировать методическое сопровождение в 6 вузах, готовящих аналитиков по отраслям.
б) Научно-практический центр по исследованию проблем госуправления:
— Изучает эволюцию и перспективы развития госуправления, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности государственной службы, внедрению лучших практик из частного сектора и устранению бюрократических издержек.
— Подготовленные материалы будут использоваться как кейсы в учебном процессе и научных исследованиях.
Подобные центры действуют в США, Китае, России, Сингапуре, Корее, Франции и Германии.
в) Центр научно-методического сопровождения подготовки кадров в сфере госуправления:
Обеспечивает методическую поддержку 80+ центров повышения квалификации при министерствах и ведомствах (контингент — 71,7 тыс. человек).
г) Центр образования по цифровым и ИИ-технологиям в госуправлении:
Изучает лучшие зарубежные практики, развивает цифровые компетенции государственных служащих, способствует внедрению ИИ в учебный и управленческий процессы.
д) Попечительский совет:
Уполномочен определять стратегические направления развития Академии, утверждать квоты, специальности и совместные программы.
е) Международный академический консультативный совет:
Дает рекомендации по повышению качества образовательных и исследовательских программ, содействует международному сотрудничеству и повышению имиджа Академии.
- Реализуются меры по эффективной организации деятельности и глубокой трансформации Академии
а) Академия государственного управления преобразуется в Академию государственной политики и управления (по модели института KDI в Корее). Определены 9 новых задач по трансформации и эффективной деятельности.
Например, проведение исследований по совершенствованию государственной службы и достижению целей Стратегии «Узбекистан – 2030».
б) Утверждена Программа комплексного развития Академии на 2025–2026 годы.
Программа включает 32 пункта, в том числе: международная аккредитация учебных программ, создание системы консультирования по вопросам регионального развития, внедрение спецкурсов по международным рейтингам и индексам, создание национальной научной школы в сфере госуправления.
Эти реформы формируют принципиально новую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в сфере государственного управления. Они заложат основу для институционального укрепления государственной службы, качественного обновления кадровой политики и привлечения инициативных специалистов для реализации стратегических целей страны.