В соответствии с поручением Главы Государства, данным на видеоселекторном совещании 16 июня этого года, посвящённом анализу результатов реформ и деятельности на местах, Агентством стратегических реформ разработан проект Указа Президента Республики Узбекистан о совершенствовании деятельности хокимиятов районов и городов.
В настоящее время на хокимов районов и городов возложено более 500 задач, но из-за нехватки человеческих и административных ресурсов их полное выполнение вызывает затруднения.
К примеру, хокимы не осуществляют прямое руководство местными организациями, оказывающими влияние на качество жизни населения. У них нет достаточных полномочий в назначении руководителей, распределении штатов, поощрении эффективно работающих сотрудников. В некоторых местах численность штатных единиц не соответствует целям социально-экономического развития территорий. Также отсутствует сбалансированное соотношение между руководителями и исполнителями.
Согласно проекту Указа, до 31 декабря 2026 года планируется внедрение особого порядка управления в 32 районах и городах.
В рамках пилотного проекта подразделения 9 министерств и ведомств на уровне районов (городов) будут включены в структуру хокимиятов. Это:
- Министерство экономики и финансов
- Министерство инвестиций, промышленности и торговли
- Министерство сельского хозяйства
- Министерство занятости и сокращения бедности
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
- Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата
- Министерство культуры
- Комитет семьи и женщин
- Агентство по делам молодежи
Согласно новой системе, хокимы будут осуществлять прямое руководство этими районными (городскими) подразделениями, самостоятельно утверждать и изменять штатные единицы, назначать и освобождать сотрудников от должности, а также поощрять их или привлекать к дисциплинарной ответственности.
В настоящее время у районных хокимов шесть заместителей, причём сферы их ответственности повсеместно одинаковы, несмотря на различия в особенностях и точках роста регионов.
В связи с этим в пилотный период предлагается сократить количество заместителей хокима до четырёх, предоставив хокимам право самостоятельно определять направления их деятельности в зависимости от специфики и специализации региона.
Ещё одна проблема – в некоторых районах и городах на одного руководителя приходится всего один исполнитель. В отдельных хокимиятах численность руководителей составляет 37 человек, тогда как исполнителей – только 27. Это приводит к неравномерному распределению нагрузки и снижению качества выполнения задач.
Поэтому в проекте предусмотрено установление минимального соотношения: на одного руководителя должно приходиться не менее трёх сотрудников. Этот подход уже был внедрён в министерствах и ведомствах в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года и показал свою эффективность.
При подготовке нового проекта Указа были изучены и передовые зарубежные практики. В частности, на основе опыта Чехии планируется обеспечить межрегиональное сотрудничество.
С этой целью предполагается создание Регионального совета по сотрудничеству, состоящего из руководителей территорий. Основными задачами совета станут налаживание эффективного взаимодействия между регионами, обмен опытом и продвижение общих инициатив.
Также с будущего года планируется проведение Форума межрегионального экономического сотрудничества. На этих форумах будет представляться успешный опыт в таких важных социально-экономических сферах, как предпринимательство, занятость населения, строительство, инфраструктура, благоустройство махаллей. Предлагается поэтапно внедрять лучшие практики, достигнутые в отдельных регионах, по всей республике. Эти наработки будут собираться на специальной электронной платформе.
Для правильной и эффективной организации рабочего времени в хокимиятах, а также сокращения малополезных совещаний будет внедрена электронная система управления собраниями.
Подобные современные подходы требуют и совершенствования действующего законодательства. Например, в Законе «О местной государственной власти», принятом в 1993 году, не закреплены основные принципы, соответствующие современной системе, а полномочия хокима изложены в обобщённой форме. Поэтому поставлена задача подготовки проекта этого закона в новой редакции.
Кроме того, в проекте Указа предусматривается разработка Стратегии децентрализации государственного управления на 2026–2030 годы.