Сотрудники Агентства стратегических реформ в рамках рабочих групп, сформированных в январе текущего года, в течение нескольких дней изучили эффективность и результативность реформ, реализуемых по 16 направлениям в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.
Были проведены встречи с более чем с 1200 предпринимателями, в том числе, с более 200 начинающими предпринимателями, а также с работниками органов государственного управления, которые координируют вопросы развития предпринимательства на местах. По итогам встреч были обобщены проблемы, которые беспокоили предпринимателей и тормозили их деятельность.
Представителями рабочих групп составлены 60 групп вопросов (из всех поступивших обращений в количестве более 700) и соответствующие предложения по их решению в разрезе регионов.
По итогам исследования эффективности и результативности реформ поддержки бизнеса и существующих проблем в области реализации налоговой политики, сотрудники Агентства установили, что:
налоговые и таможенные льготы, предусмотрены е законодательством страны, положительно повлияли на деятельность хозяйствующих субъектов. Льготы в основном использовались для импорта оборудования и сырья в текстильной и мебельной отраслях, а также товаров и транспортных средств в туристическом секторе.
срок действия большинства предусмотренных льгот истекает в 2024 году, стоимость разрабатываемой предпринимателями продукции может увеличиться, а возможности экспорта могут быть ограничены.
отдельные положения налогового законодательства негативно влияют на эффективность предпринимателей и приводят к росту «теневой» экономики. В частности, в соответствии с Налоговым кодексом к экспортируемым товарам при поступлении денежных средств в иностранной валюте применяется «нулевой» уровень ставки налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. На практике предприниматели, осуществляющие экспорт в национальной валюте, обращающейся по законным каналам на биржевых площадках соседних стран, не имеют возможности воспользоваться этой льготой.
В ходе исследования эффективности и результативности реформ в направлении развития сельского и водного хозяйства также было выявлено несоответствие уровня продуктивности сельскохозяйственных земель кредитному рейтингу почвы, что вызывает трудности с практическим применением системы кредитов производителям хлопкового сырья и зерна, исходя из кредитного рейтинга почвы.
Кроме того, существует ряд неиспользованных возможностей для развития туристической сферы. Так, законодательством установлено, что расходы на подключение к инфраструктуре бизнес-проектов стоимостью 50 миллиардов сумов и выше в городах и районах 4-й и 5-й категорий будут покрываться за счет государства.
Однако на практике данный Указ №УП-278 остается неисполненным, то есть в случаях инвестирования меры поддержки подключения к инфраструктуре остаются не примененными.
Например, в Хатырчинском районе (4-й тип) СП ООО «NATIONAL CERAMICS» вложило 8,7 миллиона долларов иностранных инвестиций в рамках проекта по переработке полевого шпата и кварца стоимостью 10 миллионов долларов. Из-за того, что гарантированные государством меры по подключению к инфраструктуре (газ, вода, канализация, электричество) не были реализованы, предприниматель на собственные средства провел техническую воду и линию электропередачи на расстоянии 20 км.
Проведенный анализ со стороны сотрудников АСР выявил важные аспекты, требующие внимания и дальнейших усилий. Положительные результаты в бизнес-среде подчеркивают необходимость продолжения успешных инициатив, однако встают новые вызовы, такие как истечение льгот и сложности в сельском хозяйстве. Решение выявленных проблем станет важным шагом для устойчивого развития экономики и повышения качества жизни предпринимателей и населения в целом.
Агентство и далее будет продолжать изучать вопросы действенности мер по стимулированию предпринимательства в регионах на примере конкретных проектов.