I. Разработка методики и подходов трансформации госкомпаний
Разработан проект документа «5 Ключевых Инициатив Трансформации: задачи, методы и показатели». Данный документ предусматривает детальное определение конкретных аспектов “ЧТО?” и “КАК?” необходимо реализовать в рамках процесса трансформации, с ясным обозначением ожидаемых результатов, этапов продвижения и основных показателей, соответствующих заранее намеченной траектории для достижения поставленных стратегических задач.
Разработана модель вознаграждения руководителей государственных компаний. В рамках данного документа осуществляется формирование модели вознаграждения для высшего руководства государственных предприятий, исходя из актуальных стандартов оценки, учёта отраслевой специфики, современных методологических подходов и конкурентной обстановки, характерной для экономической среды Узбекистана.
Определены структура и направления работ по Трансформации госкомпаний. Более детальная разработка и интеграция отдельных направлений и действий, направленных на реализацию процесса трансформации.
Разработан проект Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по коренной трансформации государственных компаний».
Обосновано необходимость внедрения новой Учётной политики. Документ представляет аргументированное изложение причин и выгод перехода к обновлённой учётной политике. В нем описываются текущие ограничения и недостатки существующей политики, а также указывается, как новая политика содействует более точной и релевантной финансовой отчётности, усиливая прозрачность и оперативность учёта.
Разработана методология стратегических реформ. Документ является набором методических принципов и инструкций для проведения стратегических реформ в организациях. В данной версии документа уточнены и дополнены рекомендации по планированию и реализации реформ, обеспечивая более эффективное и согласованное внедрение стратегических изменений.
Разработана стратегия реформирования ключевых секторов и государственных активов. Проведён обзор приоритетных секторов и государственных активов, определены пути и подходы для их реформирования. На основе этого документа разработана стратегия по максимизации эффективности и стимулированию роста в данных сферах, внедряя современные методы управления.
Разработана Дорожная карта и план действий по трансформации государственных предприятий и государственных банков. Этот план подробно описывает шаги, сроки и мероприятия, которые позволят перейти от текущего состояния к целевому, обеспечивая эффективное и устойчивое улучшение деятельности и результатов.
II. Организация команд по трансформации и АО «Инвестиционная компания «UzAssets»
Сформированы команды трансформации в государственных компаниях и определены необходимые организационные вопросы. Рекомендации по созданию команд, ответственных за реализацию трансформации в государственных компаниях и координацию связанных организационных аспектов. Эти рекомендации определяют формирование команд, роли и обеспечивают эффективное управление во время изменений.
Механизмреализацииреформ. Разработана система, определяющая способы и методы осуществления реформ и трансформации. Этот механизм обеспечивает планомерную и координированную реализацию изменений, гарантируя эффективность и успешное достижение стратегических целей.
Определена соответствующая формауправления АО «Инвестиционная компания «UzAssets». Изучены различные модели управления, такие как доверительное, операционное, функциональное и экспертное управление, для применения в АО ИК «UzAssets». Проанализированы преимущества и недостатки каждой модели. В результате сформулированы конкретные рекомендации по выбору наилучшей модели управления, соответствующей целям и потребностям организации.
Разработан и утвержден Устав АО ИК «UzAssets» в новой редакции. Этот документ определяет органы управления, их полномочия, процедуры принятия решений и другие ключевые аспекты функционирования организации, обеспечивая её эффективное и адаптивное управление в рамках выбранной модели деятельности.
Разработано и утверждено Положение о единственном акционере АО ИК «UzAssets». Документ описывает права, обязанности и механизмы взаимодействия с органами управления, обеспечивая прозрачное и эффективное влияние акционера на стратегические решения и деятельность компании.
Разработано и утверждено Положение о наблюдательном совете АО ИК «UzAssets». Документ описывает структуру НС, его обязанности и процесс принятия решений, обеспечивая надлежащее контрольное и консультативное воздействие на управленческие процессы и стратегические решения компании.
Разработано и утверждено Положение об исполнительном органе АО ИК «UzAssets». Этот документ устанавливает роли и полномочия исполнительного органа в структуре АО ИК «UzAssets», определяет функции и ответственности исполнительного органа, его взаимодействие с другими органами управления и способы обеспечения эффективного операционного управления и реализации стратегических целей организации.
Пересмотрен и одобрен Бизнес-план АО ИК «UzAssets» на 2023 год. Проведён детальный анализ бизнес-плана, внесены соответствующие корректировки и доработки, чтобы он наилучшим образом отвечал поставленным целям, методологии и подходам трансформации, учитывая структуру и штат организации.
Пересмотрена организационная структура АО ИК «UzAssets». Структура была спроектирована с учётом поставленных стратегических целей, методологии и подходов к трансформации, а также основывается на успешных практиках, применённых при аналогичных проектах.
Разработан набор рекомендации по подбору и трудоустройству персонала АО ИК «UzAssets». Разработан набор рекомендаций по эффективному подбору и найму сотрудников АО ИК «UzAssets», а также по заключению трудовых контрактов. Данные рекомендации охватывают условия приёма на работу, методы оценки кандидатов
и основные принципы, которые помогут обеспечить компании привлечение квалифицированных и подходящих специалистов для успешной реализации трансформации.
Начата работа по найму рекрутингового агентства. Принято решение привлечь рекрутинговое агентство для эффективного подбора персонала. Разработано детальное Техническое Задание на предоставление услуг рекрутинга, проведены консультации с участниками рынка и маркетинговый анализ с целью определения бюджета. Подготовлены необходимые документы и запущен процесс закупки услуг рекрутингового агентства. Это облегчит задачу привлечения опытных специалистов, соответствующих потребностям трансформации.
Организация работы Наблюдательного совета АО ИК «UzAssets». Разработаны рекомендации, которые включают в себя информацию о работы НС, определении повестки дня, обеспечении регулярных встреч и установлении эффективных процедур. Это поможет обеспечить эффективную роль НС в поддержке стратегических решений и управлении компанией.
III. Взаимодействие с внешними консультантами и экспертами
Проведено совещание с представителями международных консалтинговых компаний в Узбекистане: Диалог о трансформации, партнёрстве и опыте. На совещании присутствовали представители ведущих международных консалтинговых компаний, активных в Узбекистане. Обсудили стратегические цели, приоритеты и методы трансформации, а также укрепление взаимодействия и координации. Это событие способствовало развитию сотрудничества, обмену ценным опытом и извлечению уроков, что поддерживает успешную реализацию задач трансформации.
Обеспечено регулярное взаимодействие с McKinsey;
Обеспечено регулярное взаимодействие с Deloitte;
Обеспечено регулярное взаимодействие с EY;
Обеспечено регулярное взаимодействие с KPMG;
Обеспечено регулярное взаимодействие с BCG;
Обеспечено регулярное взаимодействие с Alvarez & Marsal;
Обеспечено регулярное взаимодействие с PwC;
Обеспечено регулярное взаимодействие с Korn Ferry;
Сформирована Концепции партнёрства с Franklin Templeton. Проведён анализ и разработаны предложения по плану сотрудничества с компанией Franklin
Проведен анализ Перечня условий Franklin Templeton и подготовлены рекомендации. Проведён детальный анализ предоставленного Franklin Templeton Term Sheet и подготовлены рекомендации, учитывая риски и переговорные позиции по ряду вопросов. Это включает оценку и структуру гонораров, полномочия по управлению активами, эксклюзивное партнёрство и другие важные аспекты.
Проведены переговоры с представителями Morrow Sodali по вопросам корпоративного управления. Это включает обмен опытом и мнениями по вопросам эффективности управления, стратегической направленности и обеспечения интересов акционеров. Это помогает улучшить наши практики и принимать более обоснованные решения в области корпоративного управления.
Проведен анализ предложений от Global Sovereign Проведён анализ предложений, представленных Global Sovereign Advisors, оценивая различные направления трансформации, в том числе с фокусом на реформу электроэнергетического сектора.
Обеспечено взаимодействие с AICPA & CIMA в области финансовой компетентности и повышения грамотности. Это позволяет обмениваться знаниями и передовыми практиками в области финансов, обеспечивая повышение профессионального уровня сотрудников и рост организации.
IV. Взаимодействие с Международными финансовыми институтами
Осуществляется реализация проекта IBL/ICBP Всемирного банка.
Проект Всемирного Банка по инструменту мониторинга госкомпаний. Этот проект поможет эффективно оценивать и контролировать деятельность компаний с участием государства, обеспечивая устойчивость и оптимизацию их функционирования.
Разработаны рекомендации по перспективным проектам Всемирного банка «Укрепление Институциональных Способностей» (ICBP). Эти рекомендации основаны на анализе и опыте, с целью обеспечения эффективного развития и укрепления институциональных способностей, что содействует устойчивому развитию и успеху экономики в целом.
Проведен анализ Матрицы донорской поддержки Всемирного банка. Это позволило лучше понять и оценить финансовые ресурсы и приоритетные направления поддержки, предоставляемые банком. Эта информация важна для определения наилучших стратегических проектов и максимизации наших возможностей для успешной реализации трансформации.
Осуществляется взаимодействие с ОЭСР в Аспектах трансформации госпредприятий и реформы корпоративного управления. Обсуждения и поддержка по вопросам, связанным с трансформацией государственных предприятий и улучшением корпоративного управления. Это обеспечивает обмен опытом и передовыми практиками, способствуя успешной реализации трансформационных процессов.
Осуществлены взаимодействия с представителями ADB, EBRD, IFC, AFD и другими по вопросам трансформации государственных предприятий и реформированию приоритетных отраслей экономики.
Проведен анализ итогового проекта отчёта по оценке интегрированной системы госпредприятий Узбекистана (iSOEF). Это позволило нам получить важные данные и аналитический взгляд на состояние и эффективность данной системы, что помогает в стратегических реформах и улучшении функционирования предприятий.
Подготовлены рекомендации по контракту Dentons в рамках проекта Всемирного банка по IBL.
Представлены комментарии к ToR АУГА: Вовлечение консультанта по корпоративному управлению.
Представлены комментарии к ToR АУГА: Выбор консультанта для цифровизации государственной недвижимости.
Представлены комментарии к ToR АУГА: Выбор Юридического консультанта по процедурам продажи государственных активов.
V. Письма ожидания акционера госкомпаний
Разработаны и направлены письма ожиданий акционера. Ожидания охватывают все аспекты комплексной трансформации, включая устойчивое развитие с учётом принципов экологии, социальной ответственности и управления (ESG). Также определены стратегические цели и ключевые показатели успеха (KPI) по каждой из следующих компаний:
АО «Узбeкистон тeмир йуллари»
АО «Навоийский ГМК»
АО «Алмалыкский ГМК»
АО «Узметкомбинат»
ГП «Навоиуран»
АО «Узбекнефтегаз»
АО «Узсувтаъминот»
АО «Региональные электрические сети»
VI. Реформа корпоративного управления
Представлены обоснования необходимости нового Кодекса корпоративного управления. Подготовлена пояснительная записка, в которой аргументируется потребность в разработке нового Кодекса Корпоративного Управления. Этот документ обосновывает причины и выгоды пересмотра и обновления норм, и принципов корпоративной практики, с учётом современных требований и изменений в бизнес-среде.
Разработаны правила отбора и назначения в коллегиальные органы управления госкомпаний. Они определяют прозрачную и справедливую процедуру отбора и назначения членов коллегиальных органов управления государственных компаний, обеспечивая качественный и компетентный состав управленческих органов, способствуя прозрачности и эффективному функционированию компаний.
Разработан проект подбора независимых членов наблюдательных советов госкомпаний с участием Strikitsa Consulting Ltd. (UK). Этот проект направлен на обеспечение профессиональной и экспертной составляющей в НС госкомпаний для повышения их эффективности и структурной независимости.
Разработана матрица компетенций Наблюдательного совета на примере АО «Uzbekistan Airways». Разработана образцовая матрица компетенций для Наблюдательного Совета, используя АО «Uzbekistan Airways» как пример. Эта матрица определяет необходимый состав, знания, навыки и опыт, которыми члены НС должны обладать для эффективного выполнения своих обязанностей, обеспечивая успешное управление и развитие компании.
Представлено экспертное мнение о вознаграждении независимых членов Наблюдательных советов. Предоставлена экспертная позиция относительно определения подходов к вознаграждению независимых членов НС, основана на анализе опыта и лучших практик, призвана обеспечить справедливые и мотивирующие структуры вознаграждения для участников НС.
Обеспечено взаимодействие с Национальной ассоциацией профессиональных директоров по вопросам корпоративного управления. Это обеспечивает обмен опытом, стимулирует профессиональное развитие и способствует внедрению лучших практик в области управления компаниями.
Сформирована комиссия по отбору членов Наблюдательных советов с участием представителей МФИ. Эта комиссия обеспечивает объективность, экспертность и профессиональный подход при отборе кандидатов, способствуя укреплению составов НС госкомпаний.
Разработан регламент работы отборочной комиссии по подбору членов Наблюдательных советов. Этот регламент обеспечивает структурированный и прозрачный процесс отбора, придерживаясь высоких стандартов корпоративной практики.
Разработана матрицаделегированияполномочийгосударственным компаниям на основе принципов корпоративного управления. Эта матрица обеспечивает ясную систему ответственностей и управления, способствуя более эффективному функционированию госкомпаний.
Проведен анализ Правил Корпоративного управления (АУГА) и представлены рекомендации по Новому Кодексу Корпоративного управления. Комментарии основаны на анализе актуальных стандартов и предназначены для обеспечения усовершенствования корпоративных практик и управленческих принципов.
Разработана концепция модернизации наблюдательных советов государственных предприятий и предложения по составам. Предложения относительно составов НС базируются на передовых практиках управления и призваны обеспечить их эффективность и важную роль в развитии госкомпаний.
Даны предложения по внесению изменений и дополнений к Закону «Об акционерных обществах и защите прав акционеров». Ведутся работы над новой версией Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» в сотрудничестве с АУГА и экспертами из Германии. Это сотрудничество направлено на создание современного и эффективного законодательного инструмента, способствующего развитию корпоративного сектора.
VII. Содействие госкомпаниям
Проведена оценка компетенций первых заместителей председателей Правлений по трансформации государственных компаний. Проводится анализ навыков, компетенций, мотивации и загруженности первых заместителей председателей правлений в контексте трансформации государственных компаний. Это позволяет определить соответствие обязанностям и навыкам для эффективного руководства процессом трансформации.
Разработан новый проект Трудового контракта для Председателей Правлений государственных компаний. Этот шаблон учитывает современные требования и ожидания, способствуя более чётким рабочим отношениям.
Рассмотрена Учётная политика АО «Региональные электрические сети» с В рамках этой работы обсуждены подходы и принципы, создан план действий, и начаты соответствующие процессы.
Принимали активное участие в сотрудничестве АО «Узсувтаъминот» с EY по трансформации. Совместно с EY разработан комплексный план трансформации для АО «Узсувтаъминот». Этот план определяет шаги и направления для успешной реализации трансформационных инициатив, которые уже начаты.
Управление проектом ГЧП по водоснабжению в Сурхандарье: Сотрудничество Suez/IFC и Узсувтаъминот. Работа в партнёрстве с Suez/IFC по реализации проекта водоснабжению Сурхандарьинской области. Сотрудничество охватывает разработку и реализацию подходов к проекту, а также активное управление им для обеспечения успешного внедрения.
Обсуждены планы дальнейших шагов проведения IPO АО «Узбекнефтегаз».
Разработан проект Дорожной карты управления персоналом для госкомпаний. Этот инструмент позволит определить ключевые этапы и действия для успешного управления трансформацией человеческих ресурсов госкомпаний.
Разработаны KPI для государственных компаний. Определены ключевые показатели эффективности (KPI), которые позволят систематически измерять успех и результативность деятельности государственных предприятий. Эти KPI будут помогать более точно оценить достижение стратегических целей.
Проведен анализ операционных данных госкомпаний и представлены рекомендации. Изучение операционных данных государственных компаний для выявления трендов и возможных улучшений. На основе этого анализа готовятся рекомендации по оптимизации и повышению эффективности их деятельности.
Дорожная карта Разработана дорожная карта, которая определяет последовательные шаги для интеграции принципов экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG) в деятельность госкомпании. Это поможет создать более устойчивые и ответственные госкомпании.
VIII. Секторальное реформы
Проведен анализ секторального разграничения и определения ответственностей: принципы и методы. Проведён анализ подходов для эффективного разграничения секторов экономики и определения ответственностей. Это поможет создать ясную структуру взаимосвязей и распределения ответственности для более эффективной работы.
Представлены рекомендации по промышленной политике. Это поможет сформировать эффективную стратегию развития промышленности с учётом текущих трендов и потребностей рынка.
Проведен анализ мировой практики тарификации. Проведён анализ международных тарифных практик, выявлены успешные методы и опыт, который необходимо применить для улучшения тарифных стратегий.
Определены принципы реформирования Тарифного регулирования. Разработан набор принципов, которые помогут оптимизировать и сделать более эффективным процесс тарифного регулирования. Эти принципы должны служить основой для стратегии реформ в данной области.
Представлены принципы реформирования государственных закупок. Разработан набор принципов модернизации и улучшения системы государственных закупок для повышения эффективности и обеспечения прозрачности в этой сфере.
IX. Железнодорожный сектор
Подготовлено заключение по проведению реформ в железнодорожной сфере. Представлена аналитическая позиция по важным изменениям в железнодорожной отрасли, направленным на улучшение эффективности и инфраструктуры в данной области.
Разработаны рекомендации по реформе железнодорожной отрасли. Предоставлены предложения и рекомендации по усовершенствованию указа о реструктуризации АО «Узбекистон темир йуллари» и реформе железнодорожной отрасли.
Определена целевая структура железнодорожной отрасли. Разработана ясная и эффективная институциональная структура железнодорожной отрасли, которая соответствует стратегическим целям и способствует её развитию и совершенствованию.
Изучены экспертные рекомендации по реформе железных дорог. Подготовлены профессиональные рекомендаций в отношении постановления о планируемой реформе железнодорожной отрасли, с учётом опыта и экспертного мнения для обеспечения успешной и сбалансированной реализации реформ.
X. Транспортный сектор
Представлена рекомендация по институциональной реформе Транспортного сектора. Разработан план и рекомендаций для оптимизации институционального устройства и управления в транспортном секторе Республики Узбекистан, с учётом современных тенденций и потребностей.
Проведен анализ и представлены рекомендации по Концепции гражданской авиации. Подготовлены рекомендации к предложенной новой концепции гражданской авиации с целью её развития и совершенствования.
XI. Электроэнергетическийсектор
Проведен анализ электроэнергетического рынка, а также рынка возобновляемой энергии в Узбекистане за 2022 год. Подготовлен обзора электроэнергетического и рынка возобновляемой энергии Узбекистана за 2022 год с целью оценки состояния и тенденций в этой области.
Проведен анализ кризиса в энергетическом секторе зимой 2022-2023 гг. Подготовлены аннотации, оценивающие кризисные события и их воздействие на энергетический сектор в зимний период 2022-2023 годов.
Проведен анализ и представлены комментарии к предложениям по преодолению энергетического кризиса. Экспертные комментарии к предложенным решениям для преодоления ситуации в энергетическом секторе в условиях кризиса.
Разработаны KPI для Министерства энергетики. Разработаны и описаны ключевые показатели эффективности (KPI) для оценки работы и достижения целей Министерства Энергетики.
XII. Газовый сектор
Проведен анализ вопросов по газовым запасам и производству АО «Узбекнефтегаз». Оценка и анализ ситуации в АО «Узбекнефтегаз» в отношении газовых запасов и производства, включая выявление ключевых вопросов и разработку рекомендаций.
Представлены рекомендации по реформированию газового сектора. Проработаны предложения и рекомендации по реформированию газовой отрасли с целью повышения эффективности и устойчивости.
XIII. Сектор недропользования и полезных ископаемых
Представлены рекомендации по реформам в области недропользования и минеральных ресурсов. Подготовлены экспертные рекомендации и предложения по улучшению политики в области использования природных ресурсов и минерального сырья.
XIV. Химическая промышленность
Проведен анализ предложений и представлены комментарии по реформе химической промышленности. Оценка предложенных идей и мер по модернизации химической промышленности с дополнительными экспертными комментариями для улучшения процесса реформирования.
Разработан проект постановления по реформе химической отрасли: разработка и обоснование. Разработан проект постановления, основанного на обоснованных рекомендациях, для проведения эффективной реформы в химической отрасли.
XV. Сектор питьевого водоснабжения
Разработана концепция трансформации системы питьевого водоснабжения. Разработана концепция, направленная на эффективную трансформацию системы питьевого водоснабжения, обеспечивающая устойчивость и качество водоснабжения для потребителей.
Участие в стратегическом проекте ГЧП между SUEZц, IFC и АО «Узсувтаъминот» по модернизации водоснабжения Сурхандарьинской области. Разработаны стратегические принципы и структура развития сотрудничества между SUEZ, Международной финансовой корпорацией (IFC) и АО «Узсувтаъминот» в рамках проекта по модернизации и развитию системы питьевого водоснабжения в Сурхандарьинской области.
XVI. Банковский сектор
Представлены рекомендации по кредитным соглашениям между АБР и АКБ «O‘zsanoatqurilishbank». Даны профессиональные рекомендации по кредитным соглашениям между Азиатским банком развития и O‘zsanoatqurilishbank (SQB).
XVII. Фондовый рынок (рынок капитала)
Проведен обзор фондового рынка Узбекистана. Краткий обзор и анализ текущей ситуации на фондовом рынке Узбекистана.
Даны предложения по кооперации государственных компаний и фондового рынка в рамках реформ. Разработана стратегия и методы для усиления взаимодействия между государственными компаниями и фондовым рынком в контексте проводимых реформ.
Проведен анализ имеющихся проблем для проведения Исследование основных трудностей и препятствий, связанных с процессом реализации IPO, и предложение рекомендаций по их преодолению.
Подготовлена справка по итогам проведения IPO АО «UzAutoMotors». Подготовлен обзор и анализ результатов IPO по акциям АО «UzAutoMotors» на АО РФБ «Ташкент».
Представлены рекомендации по реформе рынка капитала. Даны рекомендации по улучшению и реформирования рынка капитала с целью повышения эффективности, доступности инвестиций и стимулирования экономического развития.
XVIII. Другие направления
Изучены подходы по реформированию государственного управления. Предложены подходы и рекомендации по совершенствованию государственного управления, направленные на улучшение эффективности, ответственности и прозрачности в государственных органах.
Разработаны методология функционального моделирования министерств. Разработана методология, основанная на функциональном моделировании, для оптимизации работы министерств, позволяющая более эффективно структурировать и координировать их функциональные процессы и задачи.
Разработаны руководящиепринципыдляобязательствпо общественно значимым услугам (PSO). Разработан набор ключевых принципов реализации обязательств по общественно значимым услугам (Public Service Obligations, PSO), способствующих эффективному и сбалансированному предоставлению общественно значимых услуг.
Проведен анализЗакона «Об управлении государственным имуществом». Выявлены ключевые проблемы и сложности, возникающие в контексте применения и исполнения Закона «Об управлении государственным имуществом», с предложениями по их решению.