Основным источником государственного финансирования социально-экономического развития страны является государственный бюджет, который в целом должен быть сбалансирован, т.е. доходы и расходы государственного бюджета должны быть примерно равны.
Между тем, государственный бюджет может не всегда быть сбалансированным в силу многих причин:
- государственный бюджет отражает в себе как рост экономического потенциала страны, так и рост качества и масштаба решаемых социально-экономических и политических задач. Даже, если темпы роста экономики будут низкими относительно темпов роста населения, государственные расходы, государственные расходы должны соответствовать новому количественному и качественному уровню жизни населения;
- государство может столкнуться с обстоятельствами, когда повышенные затраты неизбежны (эпидемии, неотложные затраты на поддержание и развитие инфраструктуры, развитие социальной сферы), государственные доходы ограничены и возможности внутреннего перераспределения расходов невелики. Или же, наоборот, когда конъюнктурные доходы растут, государство увеличивает сбережения;
- государство ставит перед собой цели ускоренного технического и экономического развития, исходя из конъюнктуры на международных финансово-товарных рынках, или других благоприятных факторов.
Именно поэтому все страны балансируют бюджет с учетом показателей расходной части: при положительном сальдо, накапливают золотовалютные резервы и создают иные финансовые фонды для решения задач социально-экономического развития (как, например, Фонд реконструкции и развития Узбекистана) в будущем и при отрицательным сальдо – при помощи задействования резервов (в том числе золотовалютных) и/или инструментов заимствования.
В условиях, когда внутренний финансовый рынок ограничен по своим масштабам, государства используют внешнее заимствование для финансирования приоритетных социально-экономических, инвестиционных проектов.
Особенность развивающейся экономики, подобной Узбекистану, в частности, в том, что масштабы реализации инфраструктурных проектов все время возрастают и государство должно иметь возможности их реализации в самые короткие сроки. Только на поддержание дорожной инфраструктуры ежегодно требуются средства в размере до 2 млрд долларов США, что составляет примерно 9,7 % запланированного государственного бюджета страны на 2023 год (или 7,2 % от консолидированного бюджета страны).
Для решения таких масштабных задач в конкретные сроки у государства имеются 2 альтернативных решения: увеличивать налоги (а значит, подорвать стимулы развития экономики в будущем) или использовать инструменты государственных заимствований, с тем, чтобы создать условия для развития экономики за счет реализации инвестиционных проектов инфраструктуры.
Таким образом, само по себе наличие и рост внешнего долга страны не должно рассматриваться как нечто экстраординарное.
При этом, для налогоплательщика важно понимать каковы размеры и динамика внешнего долга, чтобы иметь количественное представление об объемах финансовых обязательств страны, сопоставить их с темпами и объемами роста ВВП и государственных доходов. Далее важно понимать границы экономической приемлемости внешнего долга для страны. Важным фактором является эффективность использования привлекаемых ресурсов. Если каждый привлеченный доллар способствует приросту ВВП, который позволит оплатить не только сам долг, то все опасения в оправданности привлечения внешнего финансирования напрасны.
В течение 2022 года за счет средств внешнего долга, в частности, были профинансированы важные инфраструктурные проекты: реконструкция автомобильных дорог с общей протяженностью 269 км., строительство 243 км водоводов питьевой воды, и 83,8 км оросительной воды, 15 пунктов распределения питьевой воды (насосы, фильтры), реконструкция 817 та гидротехнических сооружений. Это лишь малая часть примеров использования средств заимствования на проекты инфраструктуры.
Общие сведения о внешнем долге Узбекистана и о его динамике
Здесь важно отметить, что под внешним государственным долгом подразумевается государственный и гарантированный государством (ГГГ) долг.
В последние 6 лет в Узбекистане наблюдалось ускорение темпов роста внешнего долга. Если на конец 2016 года внешний ГГГ 8% от ВВП, то по состоянию на 1 октября 2022 года он уже составлял 30,14% от ВВП или 23,16 млрд долларов США. Из этой суммы 17,0 млрд долларов США это долг, привлеченный от имени Республики Узбекистан, а 6,16 млрд долларов США – это гарантированный государством внешний долг.
При анализе этих показателей необходимо принимать во внимание:
- В 2017 году обменный курс национальной валюты снизился практически вдвое и размер ВВП, исчисляемый в сумах и переводимый в доллары США, существенно «уменьшился». Только в результате этого фактора соотношение показателя внешнего долга к ВВП увеличилось на 6 процентных пунктов;
- В результате воздействия Covid-19 и постковидных факторов дефицит госбюджета в 2022 году составил 4% от ВВП, что по оценке МВФ, привело к изменению соотношения внешнего долга к ВВП еще на 9 процентных пунктов. Развитие событий в ковидный и постковидный период во многих странах мира привел к росту внешнего долга;
- И только на оставшуюся долю роста приходится собственно увеличение потоков, приводящих к росту внешнего долга. Это, прежде всего, вызвано выходом страны и государственных предприятий на внешний рынок заимствований, реализацией крупных проектов по модернизации энергетической и логистической инфраструктуры.
Иными словами, из полученного прироста внешнего долга относительно показателей ВВП за эти 6 лет в размере 29,7% только 14,7 процентных пунктов можно отнести к собственно факторам, непосредственно приводящим к росту удельного значения внешнего долга к ВВП. То есть именно этот 14,7%-ный прирост относительно уровня ВВП и является для нас показателем, на котором, собственно, должен строиться наш анализ, если говорить о росте внешнего долга.
Что есть положительного?
Есть несколько хороших новостей относительно природы и динамики роста государственного внешнего долга.
Во-первых, пик прироста внешнего долга относительно ВВП пришелся на 2022 год и далее ожидается его плавное снижение.
Во-вторых, с 2021 года темпы роста государственного внешнего долга существенно снижаются, в частности за счет опережающего развития ВВП и погашения значительной части долга. Государственный внешний долг только с начала 2022г. уменьшился на 1,7 процента за счет погашения части ее в размере 823 млн.долл. США;
Во-третьих, Узбекистан привлекает внешние средства на длительные сроки и у международно признанных финансовых институтов. Размер привлеченного портфеля внешнего долга Республики Узбекистан от Международных финансовых организаций (МФИ) составляет 11,3 миллиарда долларов США или 48,7 процента от общей суммы внешнего долга.
Эти кредиты являются долгосрочными, и, в отличие от относительно дорогого заимствования на рынке международного капитала, предоставляются Узбекистану по льготным процентным ставкам на длительные сроки – от 20 до 40 лет.
В-четвертых, примерно ¼ часть привлеченных средств было использовано на цели покрытия дефицита государственного бюджета и ¾ были использованы на финансирование инвестиционных проектов в энергетике (25%), транспорте (11%) и сельском хозяйстве (10%), в жилищном секторе (9%). Иными словами, привлеченные деньги не тратятся на цели потребления, а на создание условий для расширенного воспроизводства в энергетике, транспортной системе и в сельском хозяйстве;
В-пятых, привлекаемые ресурсы в качестве внешнего долга в основном выражены в долларах США (74,8%), что вполне соответствует структуре выручки от нашего экспорта, которая также в основном формируется в долларах США. Таким образом, дополнительный валютный риск при погашении долга не возникает
В-шестых, Узбекистан в 2020 году законодательно принял ограничения по привлечению внешнего долга. Теперь законами ограничивается не только предельный размер заимствований на каждый год, но и предельный уровень внешнего государственного долга (не более 60% от ВВП).
В соответствии с Бюджетным Кодексом и при утверждении государственного бюджета на каждый следующий год предельный размер внешнего долга устанавливается вместе с параметрами государственного бюджета в виде Закона. Как результат мы видим, объемы договороввнешнего долга, заключенных от имени государства и под гарантию государства неуклонно снижаются.
В-седьмых, по оценке МВФ риск возникновения в Узбекистане кризиса внешнего долга является низким, а способность обслуживать долг – высоким. Основные источники валютных доходов Узбекистана остаются стабильными: объемы экспорта растут, объем трансграничных переводов в страну растет, основные показатели текущего платежного баланса стабильные и нет угрозы дефолта.
Размеры внешнего долга и размер текущих обязательтв по его обслуживанию могли бы вызывать у нас существенную тревогу, если текущий платежный счет страны формировался бы отрицательным. Однако, по данным Центрального банка Узбекистана текущий счёт платежей страны за 9 месяцев 2022 года сформировался положительным в размере 0,194 млрд. долл. (отрицательное сальдо за 9 месяцев 2021 года было равно -5,2 млрд. Долл. США). При этом, отрицательное сальдо (11 млрд. долл.США) торгового баланса (товары и услуги) полностью компенсировалось положительным сальдо первичных и вторичных доходов (11,2 млрд. долл. США).
Объем экспорта (без учёта немонетарного золота) составил 11 млрд. долл.США, – увеличилось на 25% по сравнению с 9 месяцами прошлого года.
Однако самым положительным фактом является то, что сальдо вторичных доходов составило 10,9 млрд. долл.США за счет увеличения сальдо личных трансграничных перпеводов в 2,4 раза (6,5 млрд. долл.США) по сравнению с соответствующим периодом 2021 года (4,5 млрд. долл.США за 9 месяцев 2021 года).
Также положительным является тот факт, что по данным ЦБ страны финансовый счёт за 9 месяцев 2022 года впервые за многие годы сформировался положительным – в размере 0,5 млрд. долл.США (отрицательное сальдо за 9 месяцев 2021 года было равно 6,1 млрд. долл.США). Чистый рост прямых иностранных инвестиций в Республику Узбекистан составил 1,7 млрд. долл. (1,9 млрд. долл. за 9 месяцев 2021 года).
Дальнейшие шаги по повышению эффективности управления внешним долгом
При управлении внешним долгом, как это было подчеркнуто выше, главным фактором является международная конъюнктура, сложившаяся на денежных и товарных рынках, ситуация с цепочками поставки. Вновь образованному Министерству экономики и финансов предстоит очень пристально наблюдать эти факторы и при благоприятной экономической ситуации в среднесрочной и долгосрочной перспективе может сочетать несколько международно признанные методы управления долгом, предусматривающие использование благоприятной международной финансовой конъюнктуры для реструктуризации внешнего долга, стимулирование развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг путем замены выпуска обязательств Центрального банка на обязательства Министерства экономики и финансов.
В любом случае, действия Министерства экономики и финансов будут предопределены ограничениями эффективного баланса между минимизацией бюджетного дефицита и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Проблемы эффективного управления внешним государственным долгом в настоящее время все больше будут зависеть от параметров эффективности использования привлеченных средств, а также от внешних факторов. Именно поэтому для Узбекистана задействование внутренних ресурсов экономики, с ориентацией на которых и были привлечены внешние ресурсы, является становится верховенствующим приоритетом.
Пресс-служба Агентства стратегических реформ