Финансовые операции существуют столько, сколько существует человечество. Их корни уходят в период развития древних торговых путей, когда большие караваны переправляли товары с Востока на Запад и обратно, и пользовались всеми теми финансовыми услугами, которые в современной экономике называются денежными переводами, обменом денежными знаками, кредитованием, страхованием и фрахтом. С определенной уверенностью можно сказать, что торговые площади древних Самарканда и Бухары были прообразами первых международных финансовых центров – специальными площадками, где встречались купцы и торговцы из разных частей Земли, обменивались товарами, получали деньги и денежные обязательства, осуществляли инвестиции. Узбекистан наравне со странами Западного мира с их средневековыми торговыми портами – родина первых финансовых операций и центров.
7-8 июля в Ташкенте на площадке Агентства стратегического развития Республики Узбекистан в рамках сессии «Создание международного финансового центра в Ташкенте: модель развития и ключевые направления деятельности» встретились ведущие международные эксперты, финансисты и инвесторы. Они поделились экспертным мнением и обсудили, какие преимущества и возможности даст Ташкентский международный финансовый центр (ТМФЦ) экономике Узбекистана.
Процессы развития финансовых центров свидетельствуют о том, что основными условиями их формирования были растущие и усложняющиеся торговые отношения, экономическое развитие стран, которое способствовало накоплению значительных свободных финансовых средств – избытка капитала. Это привело к постепенному развитию функции финансового посредничества и стало важной предпосылкой формирования финансового рынка, площадками для которого выступали и продолжают выступать финансовые центры.
Начиная с конца XX века такие финансовые столицы мира как Нью-Йорк, Шанхай, Лондон, Сингапур у всех на слуху как глобальные центры привлечения капитала, талантов, технологий. Вместе с тем, практически любая столица играет роль финансового кластера страны расположения. Офисы банков, международных аудиторско-консалтинговых организаций, регуляторы, университеты – все эти организации часто формируют деловые кварталы столиц, выступают площадкой для привлечения и управлением инвестиций в страну.
Как отмечает профессор Лондонской школы экономики Юссеф Кассис, финансовые центры принято классифицировать на глобальные, региональные и локальные, в зависимости от географии их участников: находятся ли они вне или внутри региона расположения центра или представляют только страну расположения центра. По мнению профессора, важно разделять МФЦ и по специализации, в основе которой должны быть как существующие конкурентные преимущества экономики страны расположения центра, так и те актуальные задачи национального экономического развития.
Что сегодня способствует появлению международных финансовых центров по всему миру?
Руководитель аналитического центра Z/Yen Group, составитель Индекса глобальных финансовых центров GFCI Майк Вардл считает, что причина в устойчивом росте международной торговли. По его мнению, Международный финансовый центр (МФЦ) – это инструмент торгового финансирования, способ финансирования все более растущих товарных потоков между странами.
В последние годы на глобальной карте международных финансовых центров много «новичков» из регионов Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки. Новые финансовые центры активно возникают в развивающихся странах по инициативе правительств как важный инструмент решения социально-экономического развития и привлечения инвестиций в страну расположения. Ставка при создании таких центров делается как на создание привлекательных для жизни и работы деловых кварталов в центре городов, так и на развитие деловой среды для инвесторов и глобальных корпораций со всего мира. Они будут приносить в страну капитал, лучшие практики, технологические решения.
Немного внушительных цифр
По существующим оценкам, 1/3 роста иностранных инвестиций в мире с 2007 года приходится на площадки МФЦ. МФЦ обеспечивает для страны расположения новые источники притока инвестиций, налоговые поступления, которые безусловно приводят к повышению темпов экономического роста. Например, за счет деятельности лондонского Сити на долю финансовых и сопутствующих отраслей в Великобритании приходится самый большой объем налоговых выплат среди всех отраслей экономики – 75,6 млрд. фунтов стерлингов в 2020 г. (10% всех налоговых поступлений), а за 15-летний период деятельности МФЦ в Катаре общий объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил около 32 млрд. долларов США или 3-4% ВВП ежегодно.
Кроме количественных показателей эффектов от МФЦ, по мнению директора департамента по стратегии Casablanca Finance City Мурада Фатхаллаха, важны и качественные показатели от деятельности финансового центра: как идет технологический прогресс за счет деятельности центра, насколько инклюзивнее становится бизнес-среда страны.
Финансовый центр — не столько цель, сколько процесс, который нельзя рассматривать только в краткосрочной перспективе, должен быть взгляд на много лет вперед.
Поэтому важно рассматривать не только, например, сколько создается рабочих мест в финансовом секторе за счет деятельности МФЦ, но и сколько рабочих мест будет создано в целом в экономике страны.
Создание МФЦ также повышает доверие к юрисдикции – стране расположения финансового центра. Это связано с тем, что процесс организации работы МФЦ предполагает улучшение среды ведения бизнеса, повышение стандартов корпоративного управления, совершенствование правовой системы. Все это делает страну в глазах международного сообщества, в частности иностранных инвесторов, более понятной и предсказуемой для сотрудничества. Вопросы развития деловой среды находятся в центре создания МФЦ.
«Если Ташкент станет МФЦ и начнет конкурировать с другими центрами на региональной и международной арене, то первый вопрос, на который обратит внимание инвестор – текущее законодательство на территории страны и корпоративное управление», – отмечает директор Международной ассоциации организаций в области корпоративного управления (ICGN) Джордж Даллас. Участники ICGN управляют активами более чем на 59 триллионов долларов США.
Будет ли открыт МФЦ в Узбекистане?
Идея создания МФЦ есть и в Узбекистане. Ташкент уже сегодня является финансовым хабом страны и может по праву претендовать на существенные позиции финансового центра Центральной Азии, так и гораздо шире. МФЦ в Ташкенте позволит решать актуальные задачи развития внешнеэкономических связей Республики со странами Азии и Европы. Кроме того, развитый финансовый рынок с достаточным объемом ликвидности, набором финансовых инструментов и множеством участников позволит обеспечить Узбекистану более устойчивый экономический рост, благами которого сможет воспользоваться не одно поколение граждан Узбекистана.
Финансовый центр – это всегда лучшие мировые практики, экспертиза, знания в области современной экономики, менеджмента, технологического развития. Возможность собрать передовые знания, в том числе для решения задач подготовки высококвалифицированных кадров для повышения благосостояния, также открывается в рамках проекта по созданию МФЦ в Ташкенте.
По мнению Майка Вардала, сегодня в мире финансов все без исключения обсуждают устойчивое развитие и стремительную цифровизацию и в этом плане у Узбекистана есть возможность опередить существующие центры, не набивая те же шишки, а строя сразу полноценную цифровую инфраструктуру, соответствующую передовым стандартам устойчивого развития.
Как отмечает вице-президент (2008-2019), стратегический советник одной из крупнейших бирж мира NASDAQ Мейер Сэнди Фрюхер, финансовый центр или страна всегда находятся в какой-то географической точке, но нужно сейчас смотреть дальше географического расположения с учетом возможностей цифрового мира. Нужно предоставлять доступ инвесторам на электронный рынок, цифровизировать национальный финансовый рынок.
Это мнение поддерживает профессор Академии наук и технологий ФРГ, основатель международного инновационного центра при Университете Ханькоу Питер Заксенмайер, обращая внимания на то, что трансграничность финансовых центров позволяет им быть площадками сотрудничества стран по широкому кругу направлений, далеко за пределами финансового сектора. Одно из ключевых направлений сотрудничества стран через финансовые центры, по мнению профессора Заксенмайера, – подготовка и переподготовка кадров под запрос новой экономики, где преобладает технологическая повестка, что требует от сотрудников актуальных знаний, способности постоянно переобучаться.
По мнению управляющего директора Всемирного альянса международных финансовых центров Йохена Бидерманна, к 2030 году международные финансовые центры повсеместно будут зелеными, цифровыми, инклюзивными и будут играть важную роль в привлечении и обучении талантов. У Ташкента с учетом существенного потенциала экономики Узбекистана есть все шансы стать одним из таких центров очень скоро.