Общее видение задачи и предпосылок по созданию международного финансового центра в Ташкенте
- Для решения актуальных задач социально-экономического развития, повышение конкурентоспособности и интенсификации процесса привлечения инвестиций в Республику Узбекистан, а также с учетом текущей экономической конъюнктуры в регионе сформированы существенные предпосылки для ускоренного создания международного финансового центра (далее – МФЦ) в г. Ташкент.
- Реализация Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг. предполагает активное участие финансового сектора в процессе социально-экономического развития страны: финансовый сектор задействован во всех 7 направлениях Стратегии; участвует или может внести вклад в достижении 39 из 100 общенациональных целей. Заявленная в Стратегии, приватизация имеет масштабный характер и может быть успешно реализован в условиях конкурентоспособного уровня развития национального финансового сектора.
- В Ташкенте сформировался финансовый кластер Узбекистана. В нем расположены: национальные регуляторы финансового рынка, биржи, штаб-квартиры банков и страховых компаний, штаб-квартиры и офисы финансовых организаций, а также крупных национальных компаний.
- Зарубежные финансовые инвесторы уже рассматривают Узбекистан как территорию инвестирования. В портфель восьми международных ETF включены облигации Узбекистана. В связи с геополитическими изменениями спрос международных инвесторов на географическую диверсификацию эмитентов усилится.
- Цель – формирование в Ташкенте финансового центра-экосистемы с глобально конкурентоспособной инфраструктурой и средой для инвесторов со всего мира.
- Создание ТМФЦ предполагает развитие как физической инфраструктуры (строительство делового квартала ТМФЦ в Ташкенте, развитие социальной и транспортной инфраструктуры города Ташкента), так и мягкой инфраструктуры (smart infrastructure), которое включает формирование развитого и емкого финансового рынка, деловой среды для повышения инвестиционной привлекательности, совершенствование налоговой и правовой системы, развитие человеческого капитала в целях подготовки высококвалифицированных кадров.
- Целевыми примерами ТМФЦ для Узбекистана являются МФЦ в Дубае, Катаре, Гонконге, Стамбуле, Шанхае, Касабланке, Нур-Султане.
- Узбекистан рассматривает МФЦ как инструмент инвестиционной политики государства, многофункциональную платформу для привлечения инвестиций и управления капиталом.
- Предполагается, что ТМФЦ выступит катализатором роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, станет «положительным коэффициентом» для масштабной программы экономических и социальных реформ Узбекистана и будет способствовать: (1) привлечению прямых и портфельных инвестиций, (2) увеличению налоговых поступлений, (3) созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест, (4) развитию финансового рынка, а также несет ряд сопутствующих выгод, связанных с ускорением и приданию устойчивости процессу социально-экономического развития Узбекистана: (5) улучшению качества институтов и (6) достижению макроэкономической стабильности, (7) развитию городской среды и (8) укреплению международного бренда Узбекистана.
ТМФЦ – комплексная экосистема, понятная для инвесторов и представителей финансового сектора со всего мира с определенным фокусом деятельности центра на регион расположения
- Цель – формирование МФЦ с понятной глобально конкурентоспособной деловой средой и инфраструктурой для инвесторов.
- ТМФЦ должен стать комплексной экосистемой поддержки деятельности инвестора в Узбекистане.
- В части определения регионального фокуса деятельности ТМФЦ будет ориентирован на 4 макрорегиона, решая актуальные задачи развития внешнеэкономических связей Республики Узбекистан в данных регионах:
- МФЦ для соседей: региональный фокус и создание доступной финансовой инфраструктуры для ближайших стран
- ТМФЦ – площадка для расширения сотрудничества со странами Азии: «сближение» финансовых инфраструктур Узбекистана и стран-партнеров для интенсификации сотрудничества через ТМФЦ
- Продвижение инвестиционного потенциала Узбекистана через сотрудничество ТМФЦ с ведущими западными финансовыми центрами (Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт и др.) для расширения сотрудничества со странами Западной Европы и США
- Продвижение инвестиционного потенциала Узбекистана через сотрудничество ТМФЦ с финансовыми центрами региона Ближний Восток и Северная Африка (Дубай, Касабланка, Абу-Даби, Эр-Рияд, Катар, Кувейт) для интенсификации взаимодействия с регионом.
- Республика Узбекистан в процессе создания международного финансового центра в Ташкенте обладает возможностью использовать передовые практики, институты и технологии, уже созданные и апробированные в других странах – как тех, на территории, которые МФЦ сложились исторически (Великобритания, Германия, США), так и тех, кто создавал МФЦ «проектно» в течение последних 15-30 лет под задачи ускорения экономического развития (ОАЭ, Марокко, Казахстан, Гонконг).
- Создание финансового центра сегодня дает существенные преимущества Ташкенту перед другими проектными МФЦ, так как позволяет выстроить функционал и инфраструктуру ТМФЦ, отвечая на актуальные запросы инвесторов сегодня и те вызовы, и конъюнктуру, что формируется на мировых финансовых рынках последние годы.
- На современном этапе международные финансовые центры повсеместно рассматриваются как комплексная платформа по сопровождению глобальных инвесторов в рамках ведения деятельности в стране или регионе, а также инструмент развития финансового рынка страны расположения, включая существенный фокус на поддержку развития таких перспективных направлений как финансовые технологии и цифровые активы, ESG и зеленые финансы, исламский банкинг итд.
- МФЦ-лидеры делают ставку на экосистемный подход в стратегии развитии, который подразумевает, что все стейкхолдеры центра (компании-резиденты, администрация, регулятор и профильные органы власти, национальный бизнес и частные лица (резиденты и нерезиденты) итд.) имеют выстроенные связи между собой (в цифровом формате, через специальных менеджеров администрации МФЦ) и единую точку доступа (специальный портал) к услугам, программам и информации, предоставляемой МФЦ.
- Большинство МФЦ сегодня идет по пути последовательного развития цифровой инфраструктуры, которая может внести ключевой вклад в реализацию задачи по построению экосистемы МФЦ. Развитие цифровой инфраструктуры включает процесс цифровизации и удаленный доступ к максимальному количеству услуг, предоставляемых резидентам администрацией МФЦ и регулирующими органами власти страны расположения центра, развитие специальных платформ для взаимодействия как внешних, так и внутренних стейкхолдеров МФЦ. Эпидемия COVID-19 лишь обострила необходимость развития «цифровых» МФЦ. Наиболее активно по данному направлению развития двигаются МФЦ стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Китая, многие из которых – целевые МФЦ для ТМФЦ.
- Тем не менее, текущий уровень цифровой зрелости существующих МФЦ находится на недостаточном уровне, не отвечает запросам современных инвесторов и существенно отстает даже от существующего уровня цифровизации процесса оказания банковских услуг в странах расположения МФЦ. У большинства МФЦ существующая цифровая инфраструктура предполагает удаленную регистрацию для компаний в МФЦ, наличие сайта с доступной информацией по ключевым сервисам и инструментам МФЦ для резидентов без возможности онлайн-подачи и использования данных услуг.
- С учетом создания МФЦ в Ташкенте сегодня и существующих на текущий момент технологических возможностей, продуктов и запросу рынка на цифровой характер оказания услуг предлагается создание в Ташкенте полноценного цифрового МФЦ – комплексной экосистемы участников центра, сервисов-услуг администрации центра и регулирующих деятельность центра органов власти.
- Создание цифрового МФЦ в рамках проекта по созданию ТМФЦ включает: (1) создание и развитие специальной цифровой платформы для резидентов ТМФЦ последовательно с процессом создания как физической, так и институциональной инфраструктуры ТМФЦ в виде организации деятельности специальных органов управления ТМФЦ; (2) реализация концепции «МФЦ-as-a-service» – принцип оказания услуг резидентам ТМФЦ в виде предоставления конкретных сервисов (через удаленный доступ, без физического присутствия) как для национального, так и для международного бизнеса, что формирует существенное конкурентное преимущество и понятный источник дохода для ТМФЦ.
- Процесс создание цифровой платформы ТМФЦ предполагает объединение и выстраивание кооперационных связей между всеми стейкхолдерами ТМФЦ: иностранные инвесторы, международные компании, оказывающие финансовые и сопутствующие консультационные услуги, национальный бизнес Узбекистана, администрация ТМФЦ, регулятор и профильные органы власти Узбекистана, частные лица (резиденты и нерезиденты.
- Цифровая платформа ТМФЦ будет решать следующие задачи: (1) цифровизация управления и автоматизация операционных процессов в органах управления ТМФЦ – создание комплексной автоматизированной системы управления МФЦ с высоким уровнем политики безопасности и работы с данными; (2) цифровизация клиентского опыта и ускоренное развитие цифровых сервисов для резидентов – создание «одного окна» взаимодействия резидентов с МФЦА, предоставление всех сервисов и услуг онлайн, высокая степень клиентоориентированности; (3) развитие кооперации между участниками сообщества ТМФЦ – ТМФЦ как платформа, которая соберет, объединит и даст инструменты взаимодействия всем стейкхолдеров МФЦ без избыточного посредничества Администрации МФЦ.
- Реализация концепции «МФЦ-as-a-service» выступает, в дополнении к реализации функционала по обеспечению деятельности резидентов МФЦ в стране расположения центра, основой для формирования специализации ТМФЦ, которая основана на реализацию следующих направлений деятельности (в терминах концепции – оказания сервисов национальному и международному бизнесу): (1) Центр проведения Due diligence для кандидатов в регуляторные песочницы в регионе; (2) Инфраструктура хранения и обработки данных для финансовых организаций; (3) Центр образовательных программ; (4) Инфраструктура для обслуживания денежных переводов; (5) Хаб поддержки исламского банкинга; (6) Акселератор для финтех-стартапов; (7) Региональный хаб для систем идентификации (цифровых профилей) физических и юридических лиц; (8) Инфраструктура для привлечения фондирования и технологий для микрофинансовых программ; (9) Создание специализированной площадки для хранения и торговли драгоценными металлами и камнями[1].
- Включение в стратегию создания ТМФЦ цифрового аналога МФЦ также оправдано и в силу отсутствия на текущий момент и продолжительностью процесса создания физической инфраструктуры ТМФЦ – строительства делового квартала ТМФЦ в Ташкенте. С учетом предполагаемого запуска деятельности ТМФЦ требуется площадка для работы с резидентами и стейкхолдерами ТМФЦ, функционал которой в дополнении к деятельности ответственных органов власти и администрации ТМФЦ в данном направлении может быть реализован на цифровой платформе ТМФЦ в относительно короткие сроки.
ТМФЦ – «положительный коэффициент» для процесса реализации масштабной программы экономических и социальных реформ Узбекистана
- Создание ТМФЦ, кроме решения задач интенсификации инвестиционной политики Республики Узбекистан, выступает важнейшим драйвером развития финансового рынка и деловой среды. Предполагаемый фокус действий – развитие национального финансового рынка Узбекистана в части применения механизмов для увеличения ликвидности, числа участников и инструментов финансового рынка, а также развитие деловой среды, модернизация налогового и правового режима страны в части инвестиционной и финансовой деятельности, развитие человеческого капитала в целях подготовки высококвалифицированных кадров.
- К реализации совместно с профильными органами власти Республики Узбекистан в рамках проекта предлагаются меры и инициативы по следующим направлениям деятельности ТМФЦ:
Блок 1: Финансовый рынок
1.1. Инфраструктура
- Развитие новых инструментов и повышение ликвидности
- Стимулы для выхода локальных эмитентов
на IPO/SPO - Стимулы для привлечения финансирования корпоративным сектором через инструменты рынка облигаций
- Развитие рынка коллективных инвестиций: запуск рынка паев ПИФов
- Запуск биржевого рынка производных инструментов на валюту
- Контролируемый запуск рынка структурных продуктов с защитой капитала
- Развитие рынка валют азиатского региона: запуск торгов, допуск юридических и физических лиц
- Запуск рынка исламских облигаций, исламских свопов и репо
- Запуск рынка ценных бумаг эмитентов из стран Центральной Азии
- Контролируемое развитие маржинальной торговли
- Развитие института маркет-мейкеров
- Внедрение в отдельных сегментах биржевой тарифной модели, стимулирующей повышение ликвидности
- Внедрение режима торговли Т+2 с частичным обеспечением
- Увеличение клиентской базы
- Программы по развитию финансовой грамотности среди населения
- Стимулы к созданию сбережений за счет инструментов финансового рынка
- Развитие института инвестиционных советников. Задействование института махалля
- Продвижение финансовых инструментов Узбекистана среди иностранных инвесторов, брокеров, управляющих и инвестиционных советников
- Удаленная идентификация иностранных инвесторов
- Увеличение аналитического покрытия по ценным бумагам эмитентов Узбекистана
- Развитие индивидуального доверительного управления
- Проведение национальных конкурсов среди инвесторов
- Развитие системы «светофора» рыночных рисков для финансовых инструментов с целью защиты инвестиций
- Запрет на рекламу Forex-брокеров и иных продуктов «серых» зон
- Развитие расчетной и учетной инфраструктуры
- Создание полнофункционального ЦД РУз
- Взаимное открытие ЦД РУз счетов номинального держателя в национальных депозитариях зарубежных стран и счетов номинального держателя иностранных депозитариев в ЦД Руз
- Сервисы по альтернативному доступу к глобальной инфраструктуре финансовых рынков для региона ЦА, СНГ и других стран
- Создание института участников клиринга, допущенных к клирингу с частичным обеспечением
- Модернизация системы расчетов и системы дефолт-менеджмента
Блок 2: Корпоративное управление и деловая среда
- Корпоративное управление и деловая среда
- Увеличение участия портфельных инвесторов в капитале публичных компаний (минимум до 25 %).
- Улучшение инфраструктуры финансового рынка, позволяющее портфельным инвесторам удобно приобретать акции и реализовывать корпоративные права.
- Совершенствование правил и процедур проведения общего собрания акционеров с целью обеспечения прав акционеров, удобства их участия в собрании и реализации ими связанных прав.
- Создание полноценных работающих советов директоров (СД) с существенное долей независимых директоров (как минимум, не менее 3 и не менее 1/3 состава, а в идеале – более половины СД), избрание которых поддержано в том числе портфельными инвесторами.
- Уточнение норм об обязанности директоров и контролирующих лиц действовать в интересах компании и об их ответственности.
- Защита интересов компании и всех ее акционеров при совершении крупных сделок и сделок с аффилированными лицами.
- Совершенствование правил выкупа акционеров лицом, приобретшим крупный пакет акций компании.
- Защита акционеров от размытия их долей и прав.
- Обновление Кодекса корпоративного управления и обязательность его внедрения публичными компаниями (comply or explain).
- Продолжение повышения прозрачности публичных компаний.
- Обеспечение правоприменения, защищающего интересы миноритарных акционеров.
- Соответствие национального регулирования сделок современному деловому обороту
- Обеспечение удобства национального права в части перехода прав на акции (доли)
- Обеспечение гарантий прав сторон сделок с акциями (долями)
- Обеспечение отсутствия препятствий для договорного регулирования прав участников хозяйственных обществ
Блок 3: Налогообложение
совершенствование налогового регулирования операций на финансовых рынках
- Создание налоговой среды, стимулирующей размещение иностранных эмитентов в Узбекистане, а также узбекских компаний за рубежом
- Совершенствование налоговых правил в отношении размещения ценных бумаг в Узбекистане иностранными эмитентами, а также узбекских эмитентов за рубежом, в т.ч. сложных сделок по секьюритизации финансовых активов и выпуска ценных бумаг на международных рынках, например, льготы по налогу у источника.
- Решение налоговых вопросов, препятствующих допуску ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному обращению в Узбекистане.
- Создание отдельного администрирования
- Создание стимулов для частных инвесторов
- Меры по налоговому стимулированию частных инвесторов к долгосрочному инвестированию, в том числе освобождение от налогообложения доходов от реализации ценных бумаг, при условии, что период их владения превышает определенный срок.
- Введение института индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) с возможностью получения налогового вычета
- Вычеты по НДФЛ для долгосрочных страхователей жизни
- Выравнивание налоговых правил для различных финансовых инструментов (с т.з. применимых ставок, момента признания дохода, доступных льгот).
- Создание стимулов для операций с драгоценными металлами
- Совершенствование налогообложения операций с драгоценными металлами.
- Расширение льгот по НДС для операций с физическим металлом.
- Совершенствование регулирования и налоговой среды для исламских финансов
- Устранение разницы в налогообложении продуктов исламских финансов и стандартных финансовых продуктов.
- Возможность признания налоговых последствий исходя из сути, а не формы транзакции.
- Совершенствование налогового режима CIV (схем коллективного инвестирования)
- Совершенствование налогообложения разных фондов, как «прозрачных» (т.е. когда налоговые обязательства по доходам фонда или иной структуры возникают сразу у инвесторов), так и «непрозрачных» (т.е. когда налоговые обязательства по доходам фонда или иной структуры возникают у инвесторов только в момент распределения) для налоговых целей.
- Совершенствование налогового регулирования операция с цифровыми финансовыми активами (ЦФА)
- Совершенствование налогообложения операций с ЦФА, как выпущенными в Узбекистане, так и иностранными.
- Совершенствование налогового администрирования в отношении участников финансовых рынков
- Введение налоговых стимулов для ESG-финансирования
Блок 4. Развитие городской инфраструктуры в рамках создания ТМФЦ
Для развития физической инфраструктуры для проекта ТМФЦ первоочередными задача для решения видятся:
- Выбор локации для размещения ТМФЦ
- Определение очередности и масштаба проекта
- Подготовка стратегии проектирования территории с учетом интересов максимально широкого круга лиц
- Выбор международного консультанта/брокера/управляющего
- Обеспечение инфраструктурой объектов ТМФЦ
- Наличие высококлассной инженерной инфраструктуры (интернет, кондиционирование, очистка воды и т.д.)
- Обеспечение транспортной и парковочной инфраструктурой для ТМФЦ
- Важнейшим вопросов на текущий момент является расчет потребности и проектирование парковочных мощностей на территории МФЦ.
[1] Список сервисов-направлений деятельности ТМФЦ, формирующих специализацию финансового центра, будет дополнен с учетом результатов дискуссии в рамках Стратегической сессии 7-8 июля.