Агентство стратегического развития (АСР) и Международная финансовая корпорация (МФК) провели рабочее заседание по вопросам совершенствования правовой и институциональной базы свободных экономических зон Республики Узбекистан. В формате заседания представители ЦБ, МИВТ, министерства финансов, АУГА, Агентства по продвижению экспорта, Центра комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Министерстве экономического развития и сокращения бедности, АО «Узтрэйд», «Узсаноатэкспорт» информировали консультанта МФК о задачах, которые необходимо решить в целях дальнейшего развития СЭЗ страны.
На данный момент МФК совместно с Кабинетом министров Республики Узбекистан и АСР работают над проектом дальнейшей оптимизации деятельности свободных экономических зон. В центре внимания детальное изучение работы дирекций СЭЗ, для последующей разработки методологических документов развития.
АРМАН ЖУБАЕВ – консультант Международной финансовой корпорации: на этой неделе были плодотворные выезды в регионы, где совместно с специалистами АСР изучили деятельность СЭЗ Ангрен, Хозарасп и Ургут.
Мы смотрели на деятельность дирекцией, а не зон в целом, на их институциональную организационную часть, как ведётся подбор руководящего состава, на чем основано обучение и мотивация, также рассмотрели долгосрочного планирования и долгосрочной финансовой устойчивости СЭЗ. И выяснили, что не все СЭЗ работают одинаково эффективно. Есть рабочие моменты, большая часть из которых, так или иначе связана с наличием, определённых реальных условий, которые дирекция зон, в принципе, контролировать не может. Поэтому МФК разработает ряд методологических рекомендаций по усилению финансовой и маркетинговой части СЭЗ.
Отмечу также, что остро стоит в регионах вопрос по качеству оказываемых услуг. В части снабжения электроэнергией, газом, дорожного строительства. Здесь необходима определённая координация с местными органами власти, а также потребуется рассмотреть вопрос о том, чтобы СЭЗ взяли часть инфраструктурных расходов на себя.
На рабочем заседании, мы совместно с представителями АСР задавали ряд вопросов по взаимодействию СЭЗ с другими отраслевыми министерствами и ведомствами. К примеру, представители банков рассказали о том, как они взаимодействуют с потенциальными участниками СЭЗ. Другой вопрос, который обсудили с представителями МИВТ – касался подбора руководящего состава дирекций. До сегодняшнего дня, кандидатуры в основном подбираются местными органами власти. Здесь нужно также разработать методологические рекомендации, в части самого процесса отбора кадров на руководящие должности дирекций СЭЗ.
Рекомендуем также наладить на системной основе обмен опытом, во-первых, внутри между самих СЭЗ, то есть усилить кооперацию. Во-вторых, мы знаем, что уже проведена определённая работа по изучению передового мирового опыта, и к сожалению, не все страны в одинаковых условиях. Если у некоторых стоят цели экспортного развития, то у других, в том числе, в Узбекистане, это и вопрос создания рабочих мест. Здесь основная рекомендация — это всё-таки, расширить горизонт планирования. К сожалению, до сегодняшнего времени, наблюдалась весьма частая смена приоритетов и методик планирования бюджетирования.
СЭЗ были под контролем то одних организаций, потом под контролем других. И наверное, значимым шагом будет создание пяти – десятилетнего плана развития. Чтобы было понятно, кому и на что не хватает денег, что нужно, дабы создать дополнительные 10, 20, 30 тысяч рабочих мест.
Применительно к Узбекистану можно применить опыт работы СЭЗ таких стран Турция, КНР, Южная Корея. Они весьма схожи между собой. Здесь СЭЗ обладают определенной самостоятельностью в выборе участников для оказания ему услуг. В частности, таможенных, брокерских, переводческих. И соответственно, те компании, которые работают и оказывают данные услуги тоже являются участниками экономических зон, что с точки зрения управления важно для поддержания необходимого уровня качества услуг.
Пресс-служба Агентства стратегического развития