Сотрудники Агентства стратегических реформ провели серию встреч с предпринимателями Бостанлыкского района Ташкентской области. Основной целью стало изучение существующих препятствий в бизнес-среде и разработка предложений для их устранения.
Один из предпринимателей, занимающийся производством питьевой воды, поднял вопрос о сложностях, связанных с требованиями по внедрению системы агрегации продукции. Его предприятие производит газированную и негазированную воду. В 2024 году было произведено 5 млн единиц продукции на сумму 15 млрд сумов. В соответствии с постановлением Кабинета Министров №631 от 1 ноября 2022 года предприятиям предписано внедрить систему маркировки продукции QR-кодами. Предприниматель сообщил, что для соблюдения новых требований им было закуплено оборудование стоимостью 25 тысяч долларов, которое позволяет наносить QR-коды на каждую единицу товара, блок и поддон. Однако после того, как продукция покидает завод и поступает к дилерам и в торговые точки, QR-коды не сканируются из-за отсутствия необходимого оборудования в местах продажи. В результате смысл агрегации теряется, что создает дополнительную финансовую нагрузку на производителя. В ходе обсуждения было предложено продлить срок обязательного внедрения системы агрегации для производителей питьевой воды до 1 января 2027 года. Это позволит организовать внедрение требований по регистрации системы маркировки QR-кодов в оптово-розничных точках.
Другой предприниматель, представляющий текстильную отрасль, поднял вопрос о необходимости пересмотра порядка взимания экспортных сборов на продукцию из окрашенной и смешанной пряжи. В текущем году его предприятие произвело 7 тысяч тонн хлопковой пряжи и экспортировало продукцию на сумму 30 млн долларов, создав 900 рабочих мест. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан №УП-5989 от 5 мая 2020 года, при экспорте хлопчатобумажной пряжи и трикотажного полотна через таможенную границу взимаются пошлины в размере от 0,01 до 0,2 доллара США за 1 кг, в зависимости от типа продукции и года экспорта. Предприниматель отметил, что процесс производства окрашенной и смешанной пряжи включает химическую обработку, крашение, отделку и дополнительную механическую обработку, что делает его более сложным по сравнению с производством сырой пряжи. Однако при экспорте на эту продукцию налагается такая же ставка, как и на необработанную пряжу. В результате обсуждения было предложено инициировать разработку нормативно-правового акта о внесении изменений в Указ Президента. Это позволит исключить окрашенную и смешанную пряжу из списка продукции, облагаемой экспортными сборами по ставкам для сырой пряжи.
Другой предприниматель поднял вопрос о развитии туристической инфраструктуры. Он планирует построить современный развлекательный комплекс в Бостанлыкском районе, который включает три этапа. На первом этапе уже функционируют коттеджные дома на площади 2 га в микрорайоне «Бурчмулла» (64 коттеджа типа шале). На втором этапе строится современный отель, который планируется сдать в эксплуатацию в 2025 году. На третьем этапе предприниматель планирует установить аттракцион “Родельбан” на участке площадью 2 га, который находится на балансе Лесного фонда. Земельный участок имеет гористый ландшафт (пастбища, скалистые холмы). Основной сложностью является отсутствие возможности использовать эту территорию для строительства аттракциона из-за принадлежности участка к Лесному фонду. В ходе обсуждения было предложено передать 2 га земли, принадлежащей Лесному фонду, на баланс администрации района, изменить категорию земельного участка и продать его ООО «Бурчмулла Резортс» в рамках закрытого аукциона. В результате реализации этого предложения планируется привлечение инвестиций на сумму 1 млн долларов и строительство нового туристического объекта.
Все поднятые вопросы и предложения будут рассмотрены Агентством стратегических реформ для подготовки конкретных мер по улучшению бизнес-среды и снижению административных барьеров для предпринимателей Бостанлыкского района.