Агентство стратегических реформ изучило опыт зарубежных стран (Великобритания, США, ОАЭ и Австралия) в области ночной экономики, а также перспективы дальнейшего развития этого направления в Узбекистане.
В городах с развитой ночной экономикой в изученных странах ежегодные доходы существенно стимулируют экономический рост.
Справочно: по данным на 2023 год, годовой доход от ночной экономики в Лондоне составил 44 млрд долларов, в Бангкоке 10 млрд долларов, в Нью-Йорке 35 млрд долларов, в Дубае 29 млрд долларов и в Сиднее 3,8 млрд долларов.
Кроме того, в этих городах выделены специальные зоны для развития ночной экономики и созданы дополнительные рабочие места, что способствует росту числа местных и иностранных туристов.
В перечисленных странах для развития ночной экономики реализован ряд реформ, включая:
– предоставление развлекательным заведениям и ресторанам лицензий на круглосуточную работу, а также внедрение в законодательство норм, позволяющих продлевать их часы работы;
– введение должности «ночного мэра» для поддержки ночной экономики и обеспечения баланса интересов ночных организаций и жителей, который является связующим звеном между городской администрацией, бизнесом и сообществом;
– усиление полицейских патрулей и организация круглосуточных маршрутов общественного транспорта для обеспечения безопасности в ночное время в активных зонах;
– разработка в США и Австралии программ финансовой поддержки, включая субсидии и льготные кредиты для развлекательных заведений и предприятий, работающих в ночное время.
В Узбекистане также предпринимаются положительные меры по развитию ночной экономики.
Например, в Ташкенте работают 2 круглосуточные гастрономические улицы (улицы Султонали Машхади и Тарас Шевченко), а в планах — создание ещё 8 таких улиц. Кроме того, хокимам областей обладают полномочиями определять зоны, где деятельность торгово-развлекательных и общественных заведений не будет ограничена в ночное время для привлечения туристов.
Тем не менее, для эффективного развития ночной экономики в Ташкенте необходимо предпринять приоритетные шаги, а не ограничиваться лишь преобразованием отдельных улиц в гастрономические зоны.
В частности:
– сохраняется высокий спрос на транспортные услуги в ночное время, который пока удовлетворяется только за счет частных такси, при этом круглосуточный общественный транспорт не организован;
– существует потенциал для работы культурных и спортивных учреждений в режиме 24/7. Например, галереям, музеям и кинотеатрам можно предоставить право круглосуточной работы, а для спортивных площадок, киберспортивных и фитнес-клубов – продлить рабочие часы;
– также не создана электронная платформа с информацией о ночных заведениях (кафе, клубах, музеях и спортивных комплексах), доступная для местных жителей и туристов;
На основе вышеизложенного Агентство стратегических реформ разработало следующие предложения по развитию ночной экономики в Узбекистане:
1. Создать рабочую группу по вопросам развития ночной экономики и туризма с 1 февраля 2025 года.
2. Для поддержки ночной экономики обеспечить круглосуточную работу развлекательных заведений по пятницам и субботам и снять ограничения на их рабочие часы.
3. Определить туристически привлекательные зоны в Ташкенте и организовать в них пространства для ночных активностей.
4. Перевести общественный транспорт в Ташкенте на круглосуточный режим.
5. Создать электронную платформу «Ночной Ташкент» с информацией о ночных заведениях, маршрутах общественного транспорта и специальных предложениях.
6. Модернизировать определенные зоны для ночной экономики, усилить уличное освещение и создать дополнительные удобства для жителей и туристов.
С учетом вышеизложенного представляется целесообразным разработать проект Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию ночной экономики в Узбекистане», а также подготовить Закон Республики Узбекистан, предусматривающий реформу системы лицензирования в сфере ночной экономики.