В последние годы в нашей стране были предприняты значительные шаги по развитию государственной службы. В частности, создано Агентство по развитию государственной службы, также был принят Закон «О государственной гражданской службе», заложивший правовую основу для модернизации и совершенствования этой сферы.
Запущен портал vacancy.argos.uz, предназначенный для обеспечения прозрачного отбора персонала через открытые конкурсы. В результате его внедрения были отменены 16 видов трудовых документов, что позволило существенно снизить коррупционные риски и минимизировать влияние человеческого фактора.
Для справки: в 68 государственных органах и хокимиятах проведены конкурсы среди 1,4 млн кандидатов, по результатам которых на работу приняли 56,2 тысячи человек, что в среднем составляет 25 кандидатов на одну должность.
Организованы курсы повышения квалификации для более 35 тысяч государственных служащих, а 110 руководителей прошли стажировку в более чем 10 зарубежных странах.
Для справки: запущен портал дистанционного образования Ilm.argos.uz, на котором размещено свыше 460 видеоматериалов и более 240 литературных произведений. На данный момент в системе зарегистрировано 34 тысячи пользователей.
Также запущен портал zaxira.argos.uz, на котором сформировано 300 кадровых резервов для руководящих должностей. Повышение квалификации проводится в рамках специально разработанной программы обучения.
Для справки: 250 помощников хокимов, лидеров молодежных движений и активистов в махаллях были отобраны в кадровый резерв.
Для продвижения цифровизации кадровой работы была запущена платформа hrm.argos.uz, на которой зарегистрировано 4 443 организации и создана база данных, включающая информацию о 93 тысяч сотрудников.
Для справки: создана единая база данных государственных служащих, полностью автоматизирована система управления персоналом. В результате, загруженность и документооборот менеджеров по персоналу сократились на 50 процентов.
При этом существует необходимость во внедрении современных методов и механизмов работы с кадрами в государственных органах, а также усовершенствовании системы формирования резерва перспективных управленческих кадров и подготовки нового поколения руководителей.
В этой связи Агентством стратегических реформ и Агентством по развитию государственной службы разработан проект Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы организации государственной гражданской службы».
В частности, в проекте Указа:
1. Предлагаются следующие 6 новых основных направлений развития государственной службы на 2024-2025 годы:
внедрение современных методов и механизмов для комплексной работы с кадрами в государственных органах;
формирование резерва потенциальных и перспективных управленческих кадров, а также дальнейшее совершенствование системы подготовки управленцев нового поколения;
организация и контроль непрерывного развития необходимых знаний и профессиональных компетенций работников с момента их приема на государственную гражданскую службу (далее – государственная служба);
системная организация работы по созданию необходимых условий для женщин с целью обеспечения гендерного равенства на государственной службе;
обеспечение строгого соблюдения правил поведения государственными гражданскими служащими (далее – государственные служащие) и укрепление доверия населения к государственным органам путем развития профессиональной культуры;
внедрение современных и справедливых механизмов оплаты труда, направленных на усиление стремления государственных служащих к высокоэффективной работе, развитие их профессиональных навыков и повышение заинтересованности в высоких результатах.
2. Предусматривается внедрение кластера подготовки кадров государственной службы на основе постоянного сотрудничества между Агентством по развитию государственной службы, Академией государственного управления и Фондом «Эл-юрт умиди».
(это сотрудничество определяет объем полномочий и ответственности каждой из 3-х организаций по подготовке кадров нового поколения)
3. Предлагается заключать трудовой договор с государственными служащими сроком на 1 год, с возможностью продления на постоянный срок при условии положительных результатов их работы.
4. Лицам, поступающим на государственную службу впервые, предлагается пройти обязательные курсы переподготовки, а затем каждые 3 года проходить курсы повышения квалификации.
По окончании этих курсов будет проведена проверка необходимых знаний и профессиональных навыков государственного служащего.
Для информации: при диагностике оцениваются уровень знаний, моральный облик, аналитические, лидерские и коммуникативные способности работника, знание истории Узбекистана и национального языка, психологический портрет и интеллектуальный потенциал работника.
По результатам диагностики предлагается создать портфолио, которое будет содержать информацию об уровне знаний и навыков сотрудника, а также о его эффективности деятельности.
5. Предусматривается, что кадровый резерв на руководящие должности будет формироваться следующим образом:
a) формирование национального кадрового резерва в количестве 500 человек для органов исполнительной власти республики и 1000 человек для местных хокимиятов.
b) формирование резерва из 1000 кадров обладающими потенциалом из числа тех, кто добился положительных результатов, работая в «Махаллинской семерке».
Разработано предложение о внедрении программы «ТОП-100», направленной на привлечение талантливых кадров в руководство на основе конкурса.
Согласно предложению, в программе могут принять участие государственные служащие, представители общественных организаций, предприниматели и соотечественики. Победители конкурса будут включены в Национальный кадровый резерв, пройдут обучение лидерству в Академии государственного управления, будут направлены на стажировки за границу, а также получат материальное стимулирование.
Для информации: в ОАЭ реализуется программа «Будущие лидеры устойчивого развития» (160 человек), в России — программа «Лидеры России» (75-110 человек), в Казахстане — «Президентский молодежный кадровый резерв» (50 человек).
7. В целях формирования профессиональной культуры среди государственных служащих в Агентстве планируется создать подразделение координации деятельности комиссий по этике.
8. Укрепляются правовые процедуры проведения открытых выборов на должности в государственных органах, а также усиливается ответственность за нарушения законодательства в этой сфере.
В частности, предлагается привлечь к административной ответственности руководителей, нанимающих без отбора.
9. Планируется коренная реформа системы ежемесячной оплаты труда на государственной службе. В рамках этой реформы должности будут делиться на «грейды» (классы) по уровню сложности возлагаемых задач, и для каждого класса будет устанавливаться соответствующая заработная плата (в основу реформы будут взяты примеры США, Кореи, Великобритании, Франции, Сингапура и Германии).
Повышение заработной платы будет привязано к результативности и показателям эффективности (KPI), на основе опыта Сингапура и Кореи.
10. В структуре Агентства по развитию государственной службы предлагается создать Центр оценки управленческих кадров.
Для информации: данный центр выполняет задачу оценки компетенций кандидатов на руководящие должности, включая профессиональные знания, национальные ценности, лидерские и другие навыки.
Отдельные центры, предназначенные для оценки компетенций менеджеров, существуют в ряде зарубежных стран, таких как Южная Корея, Великобритания, Германия, Канада, Россия и США.
11. Предлагается создать единую электронную платформу «Xizmat safari» для организации, учета, анализа и оценки эффективности зарубежных и внутренних командировок.
Помимо вышеперечисленного, проектом предусмотрено утверждение:
a) Перечня государственных органов и организаций, в которых осуществляется государственная гражданская служба;
b) Государственного реестра должностей гражданской службы;
c) Порядка проведения конкурса на государственную службу;
d) Порядка формирования национального кадрового резерва;
e) Положения о квалификационных уровнях государственных гражданских служащих;
f) Положения о порядке постоянного повышения профессиональной компетентности государственных гражданских служащих;
g) Плана практических мероприятий по развитию государственной гражданской службы на 2024-2025 годы. В настоящее время проект Указа дорабатывается с учетом мнений и предложений экспертов отрасли и международных экспертов.
В настоящее время проект Указа дорабатывается с учетом мнений и предложений отечественных и международных экспертов отрасли.