Европейский зеленый курс (European Green Deal), представляет собой амбициозную стратегию Европейского Союза, направленную на трансформацию экономики и общества с целью достижения климатической нейтральности к 2050 году. Эта инициатива включает ряд ключевых направлений как климатическая нейтральность, чистая энергия, устойчивая промышленность, экологически чистый транспорт, сохранение биоразнообразия, финансирование и инвестиции, а также устойчивая сельскохозяйственная политика. Агентством стратегических реформ были изучены основные элементы Европейского зеленого курса и возможности их применения в Узбекистане.
- Преобразование экономики и общества
Все 27 стран-членов ЕС взяли на себя обязательство превратить Евросоюз в первый климатически нейтральный континент к 2050 году. Для этого они обязались к 2030 году сократить выбросы по меньшей мере на 55% по сравнению с уровнем 1990 года.
ЕС имеет юридически обязательные климатические цели, охватывающие все ключевые сектора экономики, включающие:
а) цели по сокращению выбросов в целом ряде секторов;
б) цель по увеличению естественных поглотителей углерода;
в) обновленную систему торговли квотами на выбросы для ограничения выбросов, установления цены на загрязнение и привлечения инвестиций в «зеленый» переход;
г) социальную поддержку граждан и малого бизнеса.
Государства-члены будут тратить 100% доходов от торговли квотами на проекты, связанные с климатом и энергетикой, а также на социальную составляющую переходного периода.
- Обеспечение устойчивости транспорта для всех
Благодаря новым стандартам выбросов углекислого газа все новые автомобили и фургоны, зарегистрированные в Европе, будут иметь нулевой уровень выбросов к 2035 году. В качестве промежуточного шага на пути к нулевым выбросам средний уровень выбросов новых легковых автомобилей должен снизиться на 55% к 2030 году, а новых фургонов – на 50% к 2030 году. Это позволит вывести автомобильный транспорт на твердый путь к мобильности с нулевым уровнем выбросов в 2050 году.
Кроме того, с 2027 года автомобильный транспорт будет охвачен торговлей квотами на выбросы, что позволит установить цену на загрязнение, стимулировать использование более чистого топлива и реинвестировать в экологически чистые технологии.
- Ведущая роль в зеленой промышленной революции
С помощью промышленного плана Зеленого курса в ЕС намерены повысить конкурентоспособность европейской промышленности с нулевым энергопотреблением и ускорить переход к климатической нейтральности. Цель промышленного плана Зеленого курса – закрепить за Европой место родины промышленных инноваций и чистых технологий.
Закон о промышленности с нулевым уровнем энергопотребления, представленный в марте 2023 года, является частью промышленного плана Зеленого курса, направленного на расширение производства чистых технологий в ЕС и создание «зеленых» рабочих мест.
- Очистка энергетической системы
Сокращение выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 году, что требует увеличения доли возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности.
В марте 2023 года ЕС согласовал более жесткое законодательство по увеличению мощности возобновляемых источников энергии, повысив обязательный целевой показатель на 2030 год минимум до 42,5% по сравнению с нынешними 32%, а в перспективе – до 45%.
Также на уровне ЕС установлена новая обязательная цель – повысить энергоэффективность на 11,7% к 2030 году. Государства-члены должны будут ежегодно добиваться экономии в среднем на 1,49% с 2024 по 2030 год.
- Реконструкция зданий для более экологичного образа жизни
Европейская комиссия ставит перед собой задачу в ближайшие десять лет как минимум удвоить темпы обновления зданий и добиться того, чтобы реконструкция привела к повышению энерго- и ресурсоэффективности.
Чтобы дополнить новые правила ЕС по зданиям и ориентировать усилия государств-членов, существует новый ориентировочный национальный показатель – 49% возобновляемой энергии в секторе зданий.
- Работа с природой для защиты планеты и поддержания здоровья
Восстановление природы и процветание биоразнообразия — это быстрое и дешевое решение проблемы поглощения и хранения углерода. Стратегия ЕС по сохранению биоразнообразия до 2030 года — это комплексный долгосрочный план по защите природы и выводу биоразнообразия Европы на путь восстановления на благо людей, климата и планеты.
Стратегия содержит следующие конкретные обязательства и действия:
а) расширение существующих территорий «Натура 2000» – общеевропейской сети охраняемых сухопутных и морских территорий;
б) запуск плана ЕС по восстановлению природы, включая первый в истории Закон о восстановлении природы (16 июня 2024 года Европейский Совет официально принял первый в своем роде закон о восстановлении природы)
в) разблокирование финансирования биоразнообразия, чтобы обеспечить необходимые преобразования;
г) введение мер по решению глобальной проблемы биоразнообразия;
д) сокращение использования удобрений к 2030 году не менее чем на 20% и введение обязательства отводить не менее 4% пахотных земель на фермах площадью более 10 га под «непроизводственные зоны или объекты».
- Активизация глобальных климатических мероприятий
Европейский «зеленый курс» уже стал положительным примером и побудил основных международных партнеров установить свои собственные сроки достижения климатической нейтральности. Инвестируя в технологии возобновляемых источников энергии, ЕС наращивает компетенции и разрабатывает продукты, которые будут полезны и остальному миру.
На саммите COP28 ООН в Дубае в 2023 году ЕС выступил за существенное повышение глобальных климатических амбиций, чтобы сохранить цель 1,5°C в пределах досягаемости, в соответствии с Парижским соглашением.
Исходя из вышеизложенного в настоящее время совместно с ответственными министерствами и ведомствами изучается вопрос внедрения в Узбекистане отдельных направлений Европейского зеленого курса. В частности, разрабатывается проект Указа Президента по упрощению процедуры изменения категории земель сельскохозяйственного назначения, отведенных фермерским хозяйствам с условием организации в них инфраструктуры (холодильные камеры, камеры хранения, сортировочные пункты и другие) для создания добавочной стоимости выращиваемой продукции и переработки.