Агентство стратегических реформ изучило вопрос интеграции программ среднего специального, профессионального и высшего образования на основе зарубежного опыта и разработало соответствующие предложения.
Сегодня в Узбекистане подготовка молодежи к профессиям осуществляется на основе трехэтапной системы, включающей начальное (профессиональная школа), среднее (колледжи) и среднее специальное профессиональное образование (техникумы).
В настоящее время 79,8% выпускников 9-х классов продолжают обучение в общеобразовательных школах, 15,6% поступают в профессиональные училища, и 4,6% — в академические лицеи.
Поскольку выпускники профессиональных школ могут за два года получить профессию и поступить в вузы, спрос на это образовательное направление высок, что подтверждается 80% заполняемостью.
Отсутствие взаимодействия между программами колледжей и техникумов, а также их интеграции с программами высшего образования, ограничивает возможности для непрерывного образования.
Поскольку в колледжи и техникумы принимают студентов на базе 11 класса, при желании продолжить обучение в высших учебных заведениях через 1-2 года они теряют как минимум один год. В результате востребованность этих образовательных учреждений остается низкой, и их заполняемость составляет всего 0,6%.
Nota bene: В Великобритании каждый уровень профессионального образования эквивалентен уровню высшего образования и дополняет его. Например, студенты, завершившие обучение на 4 и 5 уровнях в колледже, могут перейти на 6 уровень в университете без вступительных экзаменов по схеме 2+1 и получить степень бакалавра, не теряя ни одного года.
В Узбекистане отсутствуют национальные образовательные программы, признанные на международном уровне и интегрированные с такими высшими образовательными программами, как «Pearson BTEC», «OTHM», «Qualifi» и «ATHE».
В связи с этим Агентством стратегических реформ разработан проект постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации практики оценки по международной квалификации».
Согласно данному проекту, в 24 отобранных образовательных учреждениях в рамках эксперимента предлагается разработать и реализовать следующие интегрированные программы среднего специального, профессионального и высшего образования:
а) интегрированная программа 2+3 среднего специального и бакалавриата предусматривает, что студенты, завершившие международную программу «12th grade» в академических лицеях за два года, могут продолжить обучение на втором курсе бакалавриата высших учебных заведений.
б) интегрированные программы профессионального образования 1+3 и 2+2 с бакалавриатом, согласно которым:
выпускники программы профессионального образования по интегрированным программам 1+3 или 2+2 смогут продолжить обучение на второй или третьей ступени бакалавриата в высших учебных заведениях;
студенты, успешно завершившие первый год программы профессионального образования, получат диплом, соответствующий уровню 4 международной классификации (UK Level 3). А студенты, успешно завершившие второй курс, получат диплом, соответствующий уровню 5 международной классификации (UK Level 4).
Часть финансирования интегрированных программ выбранных образовательных учреждений будет осуществляться за счет средств, выделяемых из государственного бюджета для этих образовательных учреждений, а оставшаяся часть будет финансироваться за счет средств платежно-контрактных средств обучения учащихся и студентов.
Для реализации вышеуказанных задач планируется создать Международный квалификационный центр совместно с английской компанией «Integrated Qualifications Framework».
Вы можете поделиться своими мыслями и комментариями относительно разработанного проекта постановления. Проект прилагается:ПҚ-лойиҳаси.