Агентство стратегических реформ изучило опыт Германии в поддержке велосипедного транспорта. В Германии 77% населения хотя бы иногда пользуются велосипедом в течение года, а 25% жителей Берлина используют велосипед в качестве основного средства передвижения. В последние десятилетия доля велосипедистов постоянно растет.
Рост использования велосипедов частично объясняется государственной поддержкой. В Германии существуют программы поддержки велосипедного транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, среди которых:
- Планирование, строительство, обслуживание и реконструкция безопасных и удобных велосипедных дорожек и тротуаров;
- Сохранение велосипедных дорожек чистыми и ровными, без препятствий и снега;
- Обеспечение парковочных мест для велосипедов, в том числе обязательное наличие их в новостройках в соответствии со строительными нормами, а также строительство парковок для велосипедов в общественных местах рядом с крупными общественными зданиями, такими как вокзалы и станции метро, университеты, школы и т. д.;
- Установка отдельных светофоров для велосипедистов, которые загораются чуть раньше, чем светофоры для автомобилей, чтобы избежать аварий;
- Налоговые вычеты при поездках на работу на велосипеде в размере 0,30 евро за километр расстояния от места жительства до места работы, 0,38 евро за километр при расстоянии свыше 20 км;
- Субсидии на покупку электровелосипедов и грузовых велосипедов от федерального правительства в размере 25% от стоимости покупки, но не более 2700 долларов США на один велосипед;
- Обучение велосипедистов в начальной школе силами полиции;
- Снижение скоростных ограничений в жилых районах и вокруг школ (до 30км/ч, 20 км/ч или пешеходной скорости в зависимости от ситуации);
- Штрафы за неправильно припаркованные автомобили на велосипедных дорожках;
- Регионы и города обязаны разрабатывать и внедрять концепции развития велосипедного движения на своей территории.
Немецкое государство также поддерживает велошеринг, принимая следующие дополнительные меры:
- Субсидии федерального правительства на покупку велосипедов и создание станций проката компаниями велошеринга.
- Государственные университеты и компании общественного транспорта сотрудничают с компаниями велошеринга в обмен на получение сниженных цен для своих членов.
- Некоторые города предлагают скидки или ваучеры на использование велошеринга.
Учитывая положительный опыт Германии, Агентство стратегических реформ разрабатывает проект постановления Президента по поддержке и популяризации использования велотранспорта. Проект предусматривает внедрение пилотного проекта по развитию велотранспорта, стимулирующих мер и созданию необходимой инфраструктуры. В качестве пилотного города выбран Наманган, где планируется развивать велоинфраструктуру и запускать систему велошеринга.
Справочно: сравнение климата в Германии и Узбекистане
Германия | Узбекистан | |
Средняя температура
Январь Апрель Июль Октябрь |
1°C 9°C 19°C 10°C |
– 2°C 15°C 28°C 13°C |
Количество осадков за месяц | 42-88 мм | 27-35 мм |
Средняя скорость ветра | 2.6-9.3 м/с | 2.1-9.4 м/с |
Количество солнечного света в месяц | 35–305 часов | 107-382 часов (Ташкент) |
Эти данные свидетельствуют о том, что климатические условия в Узбекистане благоприятны для использования велотранспорта на протяжении всего года. Это дополнительный фактор, подтверждающий необходимость и перспективность разработки и внедрения соответствующих программ в Узбекистане, что может привести к значительному росту числа велосипедистов и улучшению экологической ситуации в стране.