Агентство стратегических реформ провело анализ перспектив развития предприятий по производству готовой текстильной продукции и установлению сотрудничества с брендами. На основе анализа были разработаны предложения по улучшению отрасли.
По итогам 2023 года объем текстильной продукции, произведенной в Узбекистане, составил 88,4 трлн сумов. 48,5 трлн сумов из этой суммы пришлось на готовую продукцию, что представляет рост на 116% по сравнению с 2022 годом. Экспортные показатели достигли 3,4 млрд долларов, из которых 1,4 млрд долларов составила готовая продукция, что демонстрирует рост на 127%.
При государственной поддержке 100 местных предприятий прошли международную сертификацию по стандартам «Oeko-tex», 8 по «GOTS» (Германия), 30 по «Sedex» (Великобритания), 25 по «BSCI» (Бельгия) и 11 по «WRAP» (США).
Nota bene: внедрение этих международных стандартов является ключевым требованием для участников цепочки создания стоимости, формируемой ведущими мировыми брендами.
В результате местные производители установили сотрудничество с более чем 60 известными брендами.
Nota bene: продукция регулярно поставляется таким известным брендам, как The North Face (США), Cotonella (Италия), Terranova, Carl Gross (Германия), LC Waikiki, Colin’s, DeFacto (Турция), Спортмастер, Глория Джинс (Россия), а также Austin и Mark Formelle (Беларусь).
С представителями местных предприятий обсуждались проблемы с получением заказов от известных брендов.
Большинство брендов, таких как «Inditex» (владеет брендами Zara, Massimo Dutti) и «H&M», ожидают входа крупнейших розничных сетей на рынок Узбекистана и анализируют реакцию потребителей.
Nota bene: c начала апреля 2022 года ведется работа по привлечению компании Inditex в Узбекистан.
Кроме того, многие бренды были потеряны из-за неопытности местных производителей в сотрудничестве с международными брендами. Имеются случаи нехватки оборотных средств при закупке и импорте сырья. Экспортные цены на готовую продукцию остаются низкими, в основном из-за ориентации на простую вязку футболок (майки).
На основании вышеизложенного Агентством стратегических реформ разработано предложение по утверждению Программы сотрудничества с международными брендами, которая состоит из следующих направлений:
1. Создание компании-оператора для сотрудничества с международными брендами. При этом предполагается что компания будет ответственным за:
а) ведение переговоров с ведущими мировыми сорсинговыми компаниями, брендами и ритейлерами, такими как «Beximco» и «Li&Fung», для привлечения их заказов;
б) найм опытных торговых агентов, имеющих опыт работы в ведущих сорсинговых компаниях.;
в) проведение имиджевой кампании за рубежом для улучшения репутации текстильной отрасли Узбекистана;
г) организацию «роуд-шоу» на производственных площадках местных производителей для презентации перед брендами и сорсинговыми компаниями.
2. Адаптация отечественных производителей для сотрудничества с международными брендами. Определение 100 потенциальных предприятий, и:
а) полностью покрывать им затраты на получение всех необходимых международных стандартов и разработку стратегии экологического, социального и корпоративного управления (ESG) в соответствии с требованиями брендов;
б) за счет привлечения экспертов, таких как технологи, дизайнеры и маркетологи с международным опытом, начать предлагать готовые модели одежды для брендов;
в) обеспечить их широкое участие на престижных международных выставках;
г) освободить от таможенных пошлин на все необходимые материалы для производства продукции известных брендов;
д) предпринимателям, производящим не менее 30 процентов своей продукции под брендом, предоставлять льготы и привилегии, предусмотренные предприятиям с иностранными инвестициями;
Предприятия с участием иностранных инвестиций освобождаются от налога на землю, имущество и воду на срок от 3 до 10 лет.
3. Еще одним эффективным способом привлечения брендов является релокация производственных мощностей крупных производителей, включенных в производственные цепочки брендов, в нашу страну.
Формирование комплекса предложений для инвесторов, желающих переместить свои производства, включает в себя следующие аспекты:
а) создание малой промышленной зоны в Ташкентской области и предоставление инвестору готовых земельных участков и зданий по условиям промышленной ипотеки с возможностью долгосрочной рассрочки платежа;
При этом предусматривается создание современного текстильного комплекса, предоставляющего полный спектр услуг, включая сертификацию текстильной продукции, аудит, лабораторный анализ, таможенное оформление и техническую настройку оборудования в одном месте. Также планируется получение статуса «QIZ» (Qualifying Industrial Zone), который позволит компании свободно торговать с США.
б) выравнивание импортных пошлин на бывшее в употреблении оборудование, предназначенное для производства текстильной продукции, до 0 процентов.
4. Поддержка деятельности производителей. В частности, это включает установление кооперационных связей с гарантом ассоциации «Узтекстильпром» по поставкам сырья (пряжи, тканей) с условиями рассрочки по оплате.