В ряде зарубежных стран (Китай, Япония, Казахстан, Россия, Франция) со стороны государства налажена системная работа по отбору, сопровождению и содействию в реализации бизнес-идей, и оказанию консультативной поддержки предпринимателям.
Так, правительствами стран разработаны эффективные инструменты обратной связи государства с предпринимательским сообществом. Целевыми пользователями данных инструментов и выгодополучателями являются представители малого и среднего предпринимательства (МСП).
Nota bene: На МСП приходится около 90% предприятий и более 50% рабочих мест во всем мире. В развивающихся странах на долю формальных МСП приходится до 40% национального дохода (ВВП).
В наиболее развитых зарубежных странах малые предприятия составляют около 70–90% общего числа предприятий (например, в США в этом секторе работает 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, а в странах ЕС – 50%).
Согласно отчету Всемирного Банка, большинство официальных рабочих мест на развивающихся рынках приходится на МСП, которые создают 7 из 10 рабочих мест.
Немаловажным элементом государственной поддержки МСП в зарубежных странах являются специальные электронные платформы. Наиболее успешными странами в создании общенациональной интегрированной электронной системы поддержки МСП являются Япония, Китай, Россия и Казахстан.
1) В Японии функционирует система J-Net21, которая предоставляет МСП информацию, ресурсы и консультационные услуги, а также информацию о бизнес-практиках, финансировании и субсидировании. J-Net21 также помогает предпринимателям установить связи с партнерами внутри страны и за ее пределами.
2) В Китае разработана и внедрена государственная некоммерческая информационная служба China SME Online (Служба). Сайт службы содержит 58 основных рубрик по отраслям и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сведений.
Служба предоставляет оперативную информацию о законодательных изменениях, потребностях МСП в трудовых ресурсах, финансировании, результатах маркетинговых исследований на местных и зарубежных рынках, а также общую информацию о состоянии МСП.
3) В России создана платформа МойБизнес (Платформа), которая является государственной цифровой платформой поддержки МСП. Платформа нацелена на упрощение бизнес-процессов и содействие развитию МСП путем предоставления услуг по регистрации бизнеса, получения господдержки, лицензий, консультаций и обучения, а также информация о финансовых продуктах, включая кредиты, гарантии и субсидии.
4) В Казахстане функционирует Единый портал поддержки бизнеса Казахстана (Портал), обеспечивающая доступ к госуслугам и информации о поддержке бизнеса по принципу «единого окна». МСП предоставляется возможность найти необходимый инструмент поддержки в зависимости от размера бизнеса и вида деятельности, подать заявку онлайн и отслеживать процесс рассмотрения заявки на всех этапах. Портал предлагает МСП полный спектр услуг по кредитованию, субсидированию, лизингу, страхованию, гарантированию и инвестированию.
В Узбекистане принимаются меры для развития инфраструктуры поддержки предпринимателей, однако на данный момент единая интегрированная электронная платформа, которая бы объединяла всю информационную инфраструктуру и предоставляла комплексные услуги для сопровождения предпринимателей и реализации бизнес-идей, находится на начальном этапе разработки или отсутствует.
На платформах advice.uz и b-advice.uz можно получить базовую информацию и консультации, но они ограничены в функционале и не покрывают полный цикл потребностей предпринимателей.
На сайте b-advice.uz представлены лишь краткие тексты из регулирующих ту или иную сферу нормативно-правовых актов (кредиты, страхование, лицензии и др.). Также отсутствует механизм интерактивного сопровождения пользователей сайта. И, наверное, самое главное – данный сайт не обновляется, что резко уменьшает актуальность представленной информации.
В связи с этим Агентством стратегических реформ разработано предложение по подготовке проекта постановления Президента по коренному совершенствованию системы оказания информационной поддержки предпринимателям и бизнесу.