В последние годы во всем мире наблюдается тенденция быстрого развития новых бизнес-направлений. В частности, ожидается, что к 2026 году рынок электронной коммерции достигнет 8,1 трлн долларов при ежегодных темпах роста более 20 процентов.
В 2023 году мировой рынок экономики совместного потребления превысит 3,35 трлн долларов. Эта тенденция особенно заметна в таких областях, как совместное использование автомобилей и велосипедов. Например, китайская транспортная платформа Didi Chuxing имеет более 550 млн активных пользователей по всему миру.
Ожидается, что к 2027 году рынок услуг по запросу достигнет 4,5 трлн долларов. Такие платформы как Meituan в Китае получают более 40 млн заказов в день на различные услуги, включая доставку еды.
Узбекистан имеет потенциал для развития следующих бизнес-направлений:
а) краткосрочная аренда автомобилей (каршеринг) – это услуга, предоставляющая возможность арендовать автомобиль на короткий срок. Платформа позволяет пользователям оплачивать только фактическое время использования автомобиля.
Nota bene: каршеринг — быстрорастущая транспортная услуга в Москве и Санкт-Петербурге. Крупные компании, такие как Яндекс Драйв, располагают более 15 000 автомобилей и имеют базу пользователей более 1 млн человек. У YouDrive тарифы начинаются от 8 рублей за минуту во время движения и от 2,5 рублей за минуту простоя.
б) краткосрочная аренда велосипедов (велошеринг) способствует снижению выбросов углекислого газа в атмосферу путем уменьшения зависимости от автомобильного транспорта.
Nota bene: Santander Cycles располагает более 80 000 велосипедами в 60 городах мира. Только в 2019 году компания привлекла более 10,2 млн арендаторов в Лондоне. В Париже Velib предлагает более 20 000 велосипедов и обслуживает более 33 млн арендаторов ежегодно.
в) ремесленная платформа — это онлайн-ресурс, который соединяет ремесленников с клиентами как на местном, так и на международном уровне, демонстрирует разнообразие традиционных ремесел и способствует сохранению культурного наследия.
Nota bene: в Индии Etsy — это популярный рынок товаров ручной работы с более чем 96 млн активных клиентов. В Кыргызстане «Таза Базар» — это онлайн-платформа, которая продвигает изделия кыргызских ремесленников и поддерживает местные традиции ремесел.
г) услуги на дому по запросу — это расширение ассортимента услуг путем включения уборки, технического обслуживания, ухода за домашними животными и детьми. Такие сервисы предоставляют домохозяйствам удобство и гибкость.
Nota bene: Handy – американская платформа для домашних услуг, собирающая более 1 млн поставщиков услуг. Urban Company – индийская платформа домашних услуг по запросу, обслуживающая более 3,5 млн активных пользователей.
д) мобильные медицинские клиники – это специализированные мобильные учреждения, предназначенные для предоставления медицинских услуг населению в отдаленных районах. Они часто функционируют в специально оборудованных транспортных средствах, таких как автобусы, фургоны или трейлеры, и предлагают широкий спектр медицинских услуг.
Nota bene: Mobile Medic — это мобильная клиника, предоставляющая базовые медицинские услуги в сельских районах Индии. Она использует цифровые технологии для ведения медицинской документации и мониторинга состояния пациентов. Africa Health Wagon — это мобильная медицинская клиника, оперирующая в отдаленных районах Нигерии, специализирующаяся на диагностике и лечении инфекционных заболеваний.
е) национальная медиаплатформа – это сервис, который предоставляет доступ к фильмам, сериалам и другой медиапродукции, а также предлагает возможности монетизации творческих работ создателей на платформе.
Nota bene: Турция стала вторым по величине экспортером сериалов в мире, опередив все страны, кроме США. В 2022 году доход от экспорта сериалов ожидается превысить 600 млн долларов. Права на международную трансляцию популярных сериалов достигают 400 тыс. долларов за серию. Турецкие драмы завоевывают сердца зрителей более чем в 150 странах, особенно в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
На основании вышеизложенного, Агентством стратегических реформ были разработаны следующие предложения по развитию новых бизнес- направлений в Узбекистане:
- Пересмотр правовых основ внедрения новых бизнес- направлений.
- Внедрение новых бизнес-направлений в различных регионах в пилотном режиме.
- Разработка механизма информирования предпринимателей о быстро развивающихся мировых бизнес-тенденциях и предоставление консультаций по открытию новых предприятий.
- Разработать план практических мер по созданию стабильной и эффективной налоговой системы, ориентированной на интересы налогоплательщиков (владельцев и клиентов), включая конкретные предложения по усилению правовых гарантий защиты собственности организаций и арендаторов.
- Разработка проекта Указа Президента о создании в городе современной инфраструктуры велопроката, обеспечивающей безопасную и доступную среду для передвижения на велосипедах.
- Создать реестр-рейтинг инновационного бизнеса, действующего на территории республики, включая шеринг-экономику, креативную экономику, цифровую экономику и другие виды предпринимательской деятельности, и систематически отслеживать их вклад.
- Подготовка системного плана действий и проекта Постановления Президента с активным участием в программе финансовой поддержки современных бизнес-стартапов и стимулирования инновационных бизнес-идей.
- Разработка Стратегии развития шеринг-экономики до 2030 года.
- Разработка платформы для создания коммуникационной системы, которая объединяет участников инновационного бизнеса, клиентов и предпринимателей.