Агентство стратегических реформ прорабатывает вопросы дальнейшего совершенствования деятельности органов государственной власти на местах, усиления их полномочий в социально-экономической сфере и внедрения эффективной системы местной власти.
В ходе исследования выявлены ряд факторов, негативно влияющих на эффективность органов власти на местах. К основным факторам относятся:
1) Закон «О государственной власти на местах», принятый в 1993 году, не отвечает современным требованиям. Полномочия хокима в общих чертах определены лишь в одной статье этого закона.
Также в Законе не указаны следующие основные вопросы:
– конкретные основания для освобождения от должности хокимов;
– обязанности и функции заместителей хокима;
– критерии эффективности деятельности хокимов и механизмы их оценки;
– правила принятия решений и других документов через электронную систему «E-qaror»;
– требования к открытости местных исполнительных и представительных органов.
2) отсутствует четкая граница сфер ответственности органов власти на местах, министерств и ведомств и их территориальных подразделений.
Например, осуществление государственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории возложено одновременно на хокимов и Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата. При этом ответственность хокимов и Минэкологии за данное направление четко не определена.
3) обязанности и функции, возложенные на местные хокимияты, помимо Закона «О государственной власти на местах», отражены более чем в 100 законодательных актах.
На органы власти возложено более 300 функций, некоторые из которых дублируются и выполняются одновременно другими государственными органами.
Например, одно из полномочий местных хокимиятов — это организация землеустройства, мониторинг земель и ведение государственного земельного кадастра.
Однако осуществление государственного кадастрового контроля, направленного на обеспечение соблюдения процедур ведения государственного земельного кадастра на всей территории Республики Узбекистан возложено на Агентство по кадастру.
– органам государственной власти на местах не хватает навыков для разработки средне– и долгосрочных программ регионального развития, эффективного использования имеющихся ресурсов и резервов, определения «драйверов роста».
В результате реформирования системы государственной власти на местах на основе концепций «New Public Management», «Good Governance», «Smart Government» и «Open Government» в развитых странах повысилась эффективность работы и управления, а также были оптимизированы процессы.
– такие факторы, как экономические показатели, численность населения и размеры территории, не учитывались при формировании организационных и штатных единиц структур хокимиятов.
Например, в хокимияте Конимехского района числится 21 штатная единица, несмотря на обширную территорию района в 1,5 млн гектаров. В то же время, в хокимияте Янгиюльского района, который занимает всего лишь 41 тыс. гектаров, число штатных единиц составляет 31.
– привлечение и обучение квалифицированных кадров затруднено из-за низкой ежемесячной заработной платы.
Кроме того, из-за того что сотрудники районных (городских) хокимиятов в среднем получают от 3 до 4 млн сумов в месяц, наблюдается высокая текучесть кадров и злоупотребления служебным положением.
Исходя из вышеизложенного, в настоящее время Агентством стратегических реформ разрабатываются предложения по повышению эффективности работы органов государственной власти на местах, правильной организации их деятельности, а также оптимизации избыточных и несвойственных задач и функций.