Агентство стратегических реформ подготовило предложения по дальнейшему совершенствованию системы обращений физических и юридических лиц.
В Конституции гарантировано право каждого гражданина как отдельно, так и совместно с другими лицами обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы и организации, органы самоуправления граждан, к должностным лицам или народным представителям.
В целях обеспечения этого конституционного права граждан в последние годы в нашей стране приняты законы «Об обращениях физических и юридических лиц» в новой редакции, «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об административных процедурах», а также ряд актов Главы государства, постановлений Правительства, направленных на устойчивое развитие системы работы с проблемами населения, обращениями физических и юридических лиц.
Созданные в 2016 году Народные приемные Президента Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и г.Ташкенте, а также в каждом районе и городе (кроме городов районного подчинения), Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан позволили установить открытый диалог между государственными органами и общественностью, создать эффективный механизм выявления и устранения актуальных проблем.
В результате, за истекший период с помощью виртуальных и народных приемных свыше 2,5 млн граждан смогли решить свои проблемы.
Вместе с тем, анализ показал необходимость усовершенствования системы обращений физических и юридических лиц.
I. В настоящее время изучение поступающих обращений физических и юридических лиц непосредственно в государственные органы и организации, проводится самим госорганом, организацией, что не позволяет провести полный анализ причинных факторов и установить эффективный контроль за их рассмотрением и решением проблем, а также оперативно реагировать на возражения населения.
В частности, доля поступающих обращений физических и юридических лиц из Виртуальных и Народных приемных Президента Республики Узбекистан в министерства и ведомства составляет около 15-30% от всех других в обращений, поступающих непосредственно в них.
II. Отсутствует четкое разделение норм законодательства в области обращений физических и юридических лиц и административных процедур.
Актуальным становится вопрос по пересмотру законов «Об обращениях физических и юридических лиц» и «Об административных процедурах» путем четкого разделения обращений, связанных с административными конфликтами, жалобами на решения должностных лиц и государственных органов.
Вместе с этим, в процессе административного делопроизводства следует принять меры по масштабной разъяснительной работе среди населения по случаям нарушения прав физических и юридических лиц, а также использования судебных форм защиты нарушенных их прав.
В целом, обжалование в суд действий (бездействий) и решений должностных лиц подразделяются на следующие виды:
обжалование решений, действий (бездействия) административных органов и органов самоуправления граждан, их должностных лиц.
оспаривание решений предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и действий (бездействия) их должностных лиц, не возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В частности, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением (жалобой) о признании недействительным решения, незаконными действия (бездействия) административного органа, органа самоуправления граждан, их должностных лиц.
Данные лица обращаются когда: нарушены их права и охраняемые законом интересы; созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов; на них незаконно возложены какие-либо обязанности; созданы иные препятствия для осуществления деятельности в той или иной сфере.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственного управления, иных организаций, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц разрешаются административным судом.
Так, в 2023 году административными судами рассмотрено 15 226 дел, вытекающих из публично-правовых отношений граждан, из них 4 931 обращение, поступившее от субъектов предпринимательства.
В целях реализации норм Конституции, а также осуществлению мер по расширению возможности доступа граждан к правосудию и обжалования ими в суд незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц, 16 января т.г. были внесены поправки в закон «О государственной пошлине».
Согласно нему, при обращении в административные суды на решения, действия или бездействие государственных органов и их должностных лиц взыскание государственной пошлины производится с виновной стороны по результатам рассмотрения дела, без предварительного взыскания её с граждан.
Кроме того, размер ставки государственной пошлины в таких случаях для граждан понижен до 70% от базовой расчётной величины (ранее она была установлена в размере 1 БРВ).
III. Повышение доверия граждан к деятельности государственных органов и должностных лиц.
Отдельного внимания заслуживает обеспечение защиты граждан от незаконных действий административных органов, установление в них строгого правового контроля, и, соответственно, установления ответственности за неисполнение работы по периодичному обновлению информации. В связи с чем, следует пересмотреть законы «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и «О противодействии коррупции», а также Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности. Так, согласно статье 13 Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», информация, размещаемая органами государственной власти и управления на их официальных веб-сайтах, должна датироваться и периодически обновляться. Периодичность обновления информации устанавливается органами государственной власти и управления, но не реже одного раза в неделю.
И, самое главное, Кодекс об административной ответственности предлагается дополнить статьей 431 об административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом обязанностей по рассмотрению обращений физических и юридических лиц. Это послужит конкретизации индивидуальной ответственности должностных лиц за неоднократное нарушение ими установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов.
IV. Определение точного понятия видеообращения, направленного государственному органу, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик в видеоформате. Данная форма обращения станет «легальным» правовым инструментом для физических и юридических лиц, и закрепит в законе «Об обращениях физических и юридических лиц» понятия «видеообращение», конкретные стандарты и критерии видеоформата.
V. Ведение виртуальной приемной на базе искусственного интеллекта обеспечит гражданам круглосуточный доступ к услугам «Народной приемной».
Внедрение искусственного интеллекта для значительного улучшения взаимодействия граждан с государственными организациями и повышения эффективности обслуживания юридических и физических лиц (создание чат-бота с автоматизированными рутинными задачами для обработки заявок, запросов и записи на прием).
VI. Коллективное обращение – петиция.
Веб-портал «Mening fikrim» разработан в целях расширения участия граждан в управлении делами общества и государства, обеспечения прозрачности деятельности государственных органов, а также жизнеспособности и эффективности принимаемых законов.
При этом, платформа «Mening fikrim» не предусматривает порядок подсчета голосов и не отслеживает результаты принятых обращений.
Принятие вышеуказанных мер позволит расширить способы, формы и другие возможности обращений физических и юридических лиц и анализировать имеющие проблемы с целью их недопущения в дальнейшем.