Филиппинцы работают на разных местах за рубежом от рабочих на заводах и стройках, в суднах моряком и домашней прислугой, до инженеров и медсестер. Среди трудовых мигрантов 70% мигрантов находятся в возрасте от 24 до 44 лет. Подавляющее большинство мигрирует без семьи и возвращается на Филиппины через несколько лет.
С 1974 года на Филиппинах действует масштабная программа массовой эмиграции временной рабочей силы. Денежные переводы, которые трудящиеся-мигранты отправляют домой, стали одним из основных столпов экономики страны.
Согласно данным Всемирного банка, Филиппины занимают 4-место в мире по объему получаемых денежных переводов после Индии, Китая и Мексики. По данным Всемирного банка в 2023 году объем денежных переводов составил около 40 млрд. долл., что эквивалентно 9-10% ВВП Филиппин (ВВП в 2023 г. составил около 405 млрд. долл.).
Филиппины имеют развитую систему государственной поддержки мигрантов, включая программу которая предоставляет социальную защиту и услуги для филиппинских рабочих за рубежом.
Правительство Филиппин объединило весь миграционный процесс в единое ведомство – Департамент по делам трудящихся-мигрантов (DMW), задуманный как “единое окно“, призванное уменьшить количество сбоев в координации, упорядочив бюрократию в сфере управления миграцией.
Департамент по делам мигрантов проводит семинары по повышению квалификации и предпринимательству. После возвращения мигранты могут воспользоваться программами безналогового инвестирования в течение одного года, льготными кредитами на развитие бизнеса и субсидированными стипендиями, им также предлагается поддержка в поиске работы и консультационные услуги по вопросам бизнеса.
По данным ЮНЕСКО, уровень грамотности на Филиппинах составляет около 98% . Высокий уровень образования и квалификации делает филиппинских рабочих востребованными за рубежом.
Учитывая тесную связь с США (Филиппины были колонией США до 1946 года) английский язык был введен в систему образования, и его использование стало широко распространенным в бизнесе и повседневной жизни. Английский язык является одним из официальных языков страны и активно используется в системе образования. Обучение на английском начинается с начальной школы, в большинстве университетов и колледжей обучение ведется на английском языке.
Частные агентства по трудоустройству занимаются размещением работников, но трудовой контракт должен быть одобрен правительством Филиппин. На Филиппинах насчитывается более 1000 лицензированных правительством частных агентств по трудоустройству. Частными агентствами с граждан взимается плата за трудоустройство в размере месячной зарплаты мигранта и дополнительно 5000 филиппинских песо (около 90 долл.).
Государственные учреждения и частные агентства совместно обеспечивают широкое распространение информации о возможностях трудоустройства за рубежом. Проводятся онлайновые ознакомительные семинары по возможностям трудоустройства и процессу поиска работы, а также по необходимым документам и вспомогательным учреждениям.
При официальной миграции мигранты получают ряд преимуществ, в том числе предотъездную подготовку по социальным и рабочим условиям за рубежом, управлению финансами, получению медицинской страховании, помощь в оплате обучения мигранта и его семьи.
Также, в посольствах и консульствах Филиппин, после прибытия мигрантов проводятся ознакомительные семинары об иммиграционных законах и процедурах в стране назначения, готовности к чрезвычайным ситуациям, планы реинтеграции и право на получение предотъездных и экстренных кредитов.
Трудящиеся-мигранты, столкнувшиеся с небезопасными условиями социального обеспечения и работы за рубежом, могут обратиться правительству с просьбой о возмещении ущерба.
Правительство активно поощряет мигрантов отправлять деньги домой через банки. Все официальные мигранты получают карту Visa, которая позволяет отправлять международные денежные переводы по цене не более 3 долл. за операцию.
С целью применения успешного Филиппинского опыта по развитию трудовой миграции и обеспечения эффективной защиты интересов граждан Узбекистан, работающих за рубежом, предлагаются принять следующие меры:
а) создать необходимые условия (также льготы) иностранным работодателям, открывающим филиалы (представительства) и учебные заведения, для подготовки необходимых кадров;
б) организовать обучение иностранным языкам и профессиональным навыкам граждан, выезжающих за границу, с привлечением отечественных и иностранных квалифицированных специалистов, с последующей выдачей им сертификата международного образца;
в) разработать образовательные программы целевой подготовки кадров на основе эффективных программ по востребованным направлениям за рубежом;
г) внедрить эффективные меры финансовой поддержки населения, отправляющихся в трудовую миграцию (предоставление субсидий, льготных кредитов на оформление рабочей визы и другие расходы.);
д) открыть представительства и центры по оказанию правовой помощи трудовым мигрантам за рубежом, для расширения возможностей оказания материальной помощи мигрантам, оказавшимся в тяжелом положении;
е) создать благоприятные условия для открытия новых частных агентств занятости, путем упрощения разрешительных процедур, внедрения системы обязательного страхования обязательств по защите прав и интересов трудовых мигрантов;
ё) разрешить частным агентствам взимать плату за услуги по размещению граждан за рубежом, при этом кардинально повысить их ответственность и подотчетность;
ж) разработать программы реинтеграции для возвращающихся мигрантов, направленных на использование их навыков и опыта для развития страны;
з) создать условия для инвестирования денежных переводов мигрантов в экономику страны, в том числе через создание специальных банковских продуктов и программ поддержки предпринимательства;