В настоящее время в Узбекистане осуществляются широкомасштабные меры по стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Принимаются действенные шаги по устранению проблем и препятствий, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности и создаются все необходимые организационно-правовые механизмы для поддержки и развития этой важной отрасли, а также обеспечения ее законной защиты.
В целях развития данной сферы, постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 сентября 2023 года №ПП-306 «О мерах финансовой и институциональной поддержки развития малого бизнеса» была утверждена Комплексная программа непрерывной поддержки малого бизнеса.
В рамках программы определены следующие меры финансовой и консультативной поддержки субъектов малого предпринимательства:
1) получение льготных кредитов на сумму до 1,5 млрд сумов сроком на 7 лет (на 4 процентных пункта выше основной ставки) для организации или расширения предпринимательской деятельности;
2) приобретение основных средств на сумму до 1,5 млрд сумов с условием рассрочки платежа на срок до 7 лет;
3) внесение доли в виде пустующих государственных объектов и земельных участков, оборудования, зданий и сооружений, а также других видов материальных ценностей;
4) получение данных и консультаций по лицензиям, разрешениям и сертификатам, таможенному и налоговому администрированию, экспортно-импортным операциям и регистрации контрактов.
Кроме того, АО «Компания развития предпринимательства» оказывает помощь субъектам малого предпринимательства в виде финансовой помощи, гарантий и компенсаций через информационную систему «Tadbirkor»:
1) предоставляет поручительство в размере до 50 процентов (включая 50 процентов) суммы кредита по кредитам коммерческих банков, при этом общая стоимость не превышает 2,5 млрд сумов;
2) до 1 января 2025 года предоставляется поручительство до 75 процентов (включая 75 процентов) кредитов, выделяемых отдаленным и труднодоступным районам, регионам с избыточными трудовыми ресурсами а также «лидирующим» субъектам малого предпринимательства, прикрепленным к малому бизнесу и махаллям на основе кооперации, а также проектам развития домохозяйств, но на сумму, не превышающую 2,5 млрд сумов;
3) проектам субъектов малого предпринимательства предоставляется компенсация сроком до трех лет на кредиты и лизинги в национальной валюте общей стоимостью 5 млрд сумов, выделенные коммерческими банками. Процентная ставка по этим кредитам и лизингам не должна превышать в 1,5 раза основную ставку Центрального банка. Компенсация покрывает часть средств, превышающую основную ставку, но не более 30% от основной ставки (по принципу «2+1»).
Агентством проанализированы проблемы поддержки малого и среднего бизнеса и обобщены предложения по их решению. В частности, ряд проблем в этой области остаются актуальными и в настоящее время. Вот некоторые из них:
1. Отсутствие институционального подхода к развитию малого и среднего бизнеса.
Необходимо системно внедрять организационно-правовые механизмы, необходимые для улучшения экономического положения регионов и поддержки малого и среднего бизнеса.
Не внедрена система оценки результативности государственных льгот и преференций, субсидий и других механизмов поддержки.
В большинстве стран с развитым малым и средним бизнесом определен отдельный государственный орган, отвечающий за этот сектор.
2. Несмотря на ежегодное принятие постановлений и программ по приватизации, доля государства в экономике остаётся высокой. Государственные предприятия, благодаря наличию государственной поддержки, обладают преимуществом в конкуренции с частным сектором.
3. В настоящее время возможности малого и среднего бизнеса по получению кредитов ограничены из-за нехватки кредитных ресурсов и высоких процентных ставок. Их доля в общем кредитном портфеле не достигает 20%, в то время как 40% кредитных ресурсов выделяется государственным предприятиям.
4. В развивающихся странах оптовая и розничная торговля являются одними из движущих секторов экономики. Доля теневой экономики в этом секторе остается высокой, что приводит к тому, что Узбекистан занимает одно из самых низких мест среди стран СНГ по показателям оптовой и розничной торговли.
5. Прошло почти 12 лет с момента принятия Закона «О семейном предпринимательстве» (принятого 26 апреля 2012 года). Однако эта организационно-правовая форма малого бизнеса не пользовалась популярностью.
73,7% (298 338) субъектов предпринимательства являются обществами с ограниченной ответственностью, 14,5% (58 533) – частными предприятиями, 10,7% (43 327) – семейными предприятиями, и 1,1% (4478) – организованны в иных в организационно-правовых формах.
Вместе с тем, исследован опыт ряда стран в поддержке малого и среднего бизнеса.
Опыт Малайзии
В Малайзии зарегистрировано более 668 тыс. малых и средних предприятий, что составляет 98,5% всех предприятий страны.
42,8% ВВП создаются малым и средним бизнесом, в котором занято 79,3% всей рабочей силы (8,3 млн человек).
Малайзия классифицирует МСП по двум основным критериям (годовой оборот и количество сотрудников):
а) микропредприятия: годовой оборот составляет менее 68 000 долларов и менее 5 сотрудников;
б) малые предприятия: годовой оборот от 68 000 долларов до 3,4 млн долларов и менее 50 сотрудников;
в) средние предприятия: годовой оборот от 3,4 млн долларов до 11,3 млн долларов и менее 200 сотрудников.
Опыт Казахстана
В рамках Единой комплексной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Казахстане, фонд «Даму» предоставляет инструменты субсидирования и гарантирования в моногородах, малых городах и селах. По этому направлению кредит смогут получить предприниматели независимо от сферы деятельности. Для участия в программе предпринимателям необходимо обратиться в банк за финансированием.
Субсидии предоставляются по кредитам в максимальной сумме 1,5 млрд тенге (3,3 млн долларов) при условии целевого инвестирования. Кредиты до 500 млн тенге (1,1 млн долларов) выдаются на пополнение оборотных средств.
В случае реализации проектов промышленного производства годовая ставка по кредиту составляет 7 процентов, в сфере торговли и услуг она составляет 10 процентов.
Максимальная сумма кредита по гарантийному инструменту составляет:
а) сумма субсидии составляет не более 1,5 млрд тенге (3,3 млн долларов) на инвестиционные цели и 500 млн тенге (1,1 млн долларов) на оборотный капитал. Размер поручительства составляет до 50% от суммы кредита.
б) 360 млн тенге (800 000 долларов) для предпринимателей, которые только начинают свой бизнес, размер поручительства составляет до 85% от суммы кредита.
В результате исследований были разработаны следующие дополнительные предложения по поддержке малого и среднего предпринимательства:
1. Назначение единого государственного органа, ответственного за последовательное развитие сектора малого и среднего бизнеса в регионах.
2. Изучить опыт Малайзии и Турции в развитии малого и среднего бизнеса и наладить сотрудничество с Агентствами по развитию малого и среднего бизнеса этих стран.
3. Проведение инвентаризации налоговых льгот с целью отмены индивидуальных, не имеющих общественного значения, льгот.
Изучить опыт Малайзии и Турции по предоставлению льгот и преференций малому и среднему бизнесу и внедрить их на основе определенных условий и критериев.
4. Активизировать процесс приватизации, изучить целесообразность деятельности каждого государственного предприятия и продать их в тех сферах, где уже существует частный сектор.
5. Разработка и реализация комплексных мер по переходу к безналичной экономике.
6. Изучение проблем, связанных с внедрением платежной системы PayPal (или Stripe) в нашу страну (Центральный банк), и ведение переговоров о привлечении международных платежных систем
7. В целях дальнейшего совершенствования механизмов досудебного урегулирования споров:
– включение медиативных соглашений, достигнутых в процедуре медиации и утвержденных нотариусом, в перечень документов, по которым взыскание задолженности осуществляется в безусловном порядке на основании исполнительных писем нотариусов;
– разработка Министерством юстиции совместно с Бизнес-омбудсменом и Торгово-промышленной палатой региональной программы продвижения с целью популяризации преимуществ и привлекательности института медиации среди представителей бизнеса.
8. На основе опыта системы SCORE США создать информационную платформу в виде «онлайн гида по созданию бизнеса», позволяющую гражданам, желающим начать собственное дело, получать удаленные и интерактивные бизнес-консультации от успешных предпринимателей.
Внедрение практики дистанционного распространения знаний по навыкам открытия и ведения бизнеса гражданам, желающим начать собственное дело.
9. Дальнейшее совершенствование действующего законодательства о сокращении банкротства, пересмотр деятельности судебных администраторов, а также разработка эффективных механизмов реабилитации неплатежеспособных субъектов предпринимательства с привлечением финансовой и технической поддержки международных финансовых институтов.
10. Создание штаба по пересмотру разрешительных процедур в Министерстве юстиции в составе сотрудников Бизнес-омбудсмена, Комитету по развитию конкуренции и защите прав потребителей, Генеральной прокуратуры и Министерства цифровых технологий. В штаб-квартире осуществляются следующие действия:
с привлечением представителей профильных министерств и ведомств, полный пересмотр действующих разрешительных процедур, включая их цифровизацию, упрощение, внедрение системы анализа рисков, создание дистанционного контроля за соблюдением требований и условий, а также внедрение новых процедур, разработку предложений;
проведение встреч субъектов предпринимательства в каждой сфере, изучение проблем и выработка предложений по их устранению.