В современном мире термин «город-миллионник» используется независимо от реального числа населения, тогда как раньше этот статус присваивался только городам с населением не менее 1 миллиона человек.
Сегодня, с учетом современных требований урбанизации, критерии определения и характеристики «города-миллионника» включают развитие инфраструктуры, технологические достижения, научно-исследовательские разработки, уровень социализации общества, значимые экономические показатели и другие факторы.
Например, этим требованиям соответствуют многие города: в Китае насчитывается более 119 «городов-миллионников», в Индии — 51, в Бразилии — 17, в России — 16, в Индонезии — 15, в Японии — 12, в Нигерии — 11, в Южной Корее — 10, в Турции — 7.
Ярким примером является китайский город Ханчжоу, который стал мегаполисом (население 12 млн человек, ВВП 245 млрд долларов, центр провинции Чжэцзян). Уровень развития Ханчжоу прежде всего обусловлен возможностями для реализации и развития его жителей, при этом численность населения рассматривается лишь как статистическая величина. Этот пример подчеркивает необходимость принятия планов и их реализации исключительно в интересах населения и общества в целом, поскольку именно жители региона наиболее заинтересованы в его развитии.
В целом развитие городов зависит от принятых стратегических документов, определения конкретных целей и путей их достижения, а также поиска финансовых средств, четкого определения стратегических задач и точечных критериев, направленных на развитие отрасли, района, сферы. Ключевым элементом, при этом, должны стать элементы как положительно, так и отрицательно влияющие на развитие города. Например, стимулирование частного сектора к последующему финансированию развития региона, готовность населения на общественных началах к преодолению старых стереотипов и стремление к достижению целей. Только в совокупности всех «кусочков» плана и его действенной реализации возможно достижение высоких показателей и превращения региона в «город-миллионник».
Еще 20 декабря 2022 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана отметил, что «Мир сегодня как никогда стремительно меняется. По мере роста благосостояния населения возрастают и его потребности. Для того чтобы вывести развитие страны на новый этап, нужно изменить и систему управления, и законодательство, и наше общество. Если мы этого не сделаем, если будем и дальше не замечать очевидные проблемы, то отстанем от жизни и прогресса. В настоящее время в Центральной Азии насчитывается 7 городов с населением более миллиона человек. В нашем регионе наряду со столицами «точками роста» становятся и другие крупные города. Среди них Самарканд и Наманган, где численность населения приближается к 1 миллиону и проводится огромная созидательная работа».
Во многих странах наряду со столицей созданы «центры притяжения», в которых сосредоточены крупные транспортные узлы, учебные заведения, медицинские учреждения, крупные офисы/банки, сетевые отели, исторические центры с достопримечательностями, популярные пешеходные туристические улицы, примыкающие к центру.
В настоящее время население городов Намангана составляет 678 тыс человек и Самарканда 573 тыс человек. Данные города обладают большими перспективами для расширения бизнеса, достижения высокого уровня инновационного развития, инфраструктурных преобразований, повышения уровня валового регионального продукта, выпуска высококачественной промышленной продукции, производства востребованных потребительских товаров, увеличения сельского, лесного и рыбного хозяйства, освоения больших инвестиций, проведения масштабных строительных работ, увеличения розничного товарооборота и т.д.
В целях создания наряду с городом Ташкентом других «центров притяжения» для бизнеса и внутренней миграции, обеспечения их устойчивого развития и установления мер, направленных на создание благоприятных условий для проживания населения, Агентством стратегических реформ разработан проект Указа Президента Республики Узбекистан.
В соответствии с данным актом Президента Республики Узбекистан Намангану и Самарканду присваивается статус «города-миллионника» и утверждаются приоритетные направления их развития как городов республиканского значения и основные требования к таким городам.
В частности, определены 13 приоритетных направлений развития этих городов, среди которых привлечение мировых брендов, создание единой интегрированной инфраструктуры, создание «зеленого пояса», «зеленых парков» и «зеленых общественных парков», широкое применение технологий, соответствующих требованиям умного города и «безопасного города», проведение крупных международных мероприятий.
При этом, основными требованиями к Намангану и Самарканду, как к «городам-миллионникам», должны стать следующие:
– городское развитие и установление символа города;
– стратегическое развитие инфраструктуры города;
– создание разветвленной сети транспорта и автомобильных дорог;
– обеспечение энергетической стабильности;
– развитие ирригации и дренажной системы города;
– создание туристской инфраструктуры;
– благоустройство и озеленение территорий, экологическая безопасность;
– принятие мер по предотвращению природно-климатических угроз;
– высокий уровень пожарной безопасности;
– соблюдение санитарно-гигиенических требований;
– обеспечение населения бесперебойной мобильной связью и интернетом;
– достижение высоких экономических показателей;
– комплексное общественное развитие и общественная безопасность.
Соответственно, признание Самарканда и Намангана «городами-миллионниками» превратит их в города-гиганты для сосредоточения имеющего потенциала как человеческого, так и научно-инновационного и технологического, и становления центров будущих достижений во всех инфраструктурных преобразованиях и регионального развития.
Таким образом, превращение Намангана и Самарканда в «города-миллионники» станет важным этапом в развитии Нового Узбекистана и сосредоточении имеющегося в этих регионах потенциала для достижения высокого уровня жизни местного населения и возведения их в «точки притяжения» менее туристической отрасли, а больше экономического, инвестиционного, технологического, научного, духовного и других сфер в Центрально-Азиатском регионе.
Дмитрий Огай,
руководитель группы
Агентства стратегических реформ
при Президенте Республики Узбекистан