24 февраля 2024 года Агентство Standard&Poor’s подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Узбекистана в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-/B» со стабильным прогнозом. Это решение основано на анализе нескольких ключевых факторов, включая возвращение к долгосрочной тенденции роста денежных потоков в 2022 году, увеличение дефицита текущего счета в 2023 году, а также высокий уровень дефицита бюджета.
Отчет отмечает, что государственный долг нашей страны остается стабильным на уровне 36,8 % от ВВП. Кроме того, предпринимаемые реформы в ценовой политике по энергоносителям будут способствовать поддержанию экономического роста в среднесрочной перспективе.
Для справки: дефицит баланса текущих операций сократился с 4,9 млрд долларов в 2021 году до 0,6 млрд долларов в 2022 году. Этому способствовало резкое увеличение объема трансграничных денежных переводов, достигнувшее 17 миллиардов долларов в 2022 году. Однако в первом полугодии 2023 года объем таких переводов снизился до 5,2 млрд долларов, что составило уменьшение на 1,3 млрд долларов (20 процентов) по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Основной составляющей дефицита текущего счета является дефицит внешней торговли.
Повышение суверенного рейтинга может привести к следующим положительным изменениям:
а) увеличение доверия к экономической политике и проводимым реформам в нашей стране приводит к снижению процентных ставок по государственным облигациям и кредитам, а также к улучшению условий для заимствований. Это в свою очередь сокращает расходы на обслуживание долга;
б) увеличение доверия инвесторов, что привлечет больше прямых инвестиций в страну;
в) способствует поддержанию стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте;
г) снижение затрат на заимствования, повышение уровня доверия инвесторов и увеличение объема прямых инвестиций способствуют ускорению экономического роста;
д) улучшение позиционирования Узбекистана на мировом рынке, повышает привлекательность нашей страны для деловых партнеров и предпринимателей, которые ищут инвестиционные возможности.
Для увеличения международного кредитного рейтинга нашей страны и сокращения дефицита платежного баланса принимаются следующие меры:
- Сокращение дефицита бюджета.
Согласно данным Министерства экономики и финансов, в 2023 году общая сумма налоговых льгот, предоставленных субъектам хозяйствования, составила 41,1 трлн сумов.
Если за год общий объем налоговых льгот сократится на 15%, это приведет к увеличению доходов бюджета на 6,2%.
В дополнение, расходы государственного бюджета, которые не обладают социальной значимостью, не оказывают влияния на экономический рост или создание рабочих мест. Предположим, что если бюджетные расходы дополнительно сокращаются на 3% ежегодно за счет несоциальных расходов или если рост расходов замедляется на 3% по сравнению с ожидаемым темпом, то к 2030 году можно достичь 20-процентного сокращения бюджетных расходов (или роста на 20 процентов), который будет более медленным, чем ожидалось. Этого будет достаточно для приведения существующего бюджетного дефицита к сбалансированному уровню.
Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2024 года №ПП-193 “О дополнительных мерах по совершенствованию процедур предоставления субсидий, льгот и преференций субъектам предпринимательства“, внесены изменения в порядок предоставления субсидий, льгот и преференций субъектам предпринимательства на основе их рейтинга.
При этом меры поддержки предоставляются предпринимателям с рейтинговым уровнем «B» и выше в следующих размерах по сравнению с действующим:
Категория «ААА» – 100% от текущей суммы;
Категория «АА» – 90% от текущей суммы;
Категория «А» – 80% от текущей суммы;
категория «ВВВ» – 70 процентов от текущей суммы;
Категория «ВВ» – 60 процентов от текущей суммы;
Категория «В» – 50% от текущей суммы;
- Снижение инфляции
По состоянию на апрель 2024 года годовая инфляция составляет 8,1%, что соответствует прогнозам Центрального банка. Однако ожидается, что либерализация цен на энергоносители приведет к ускорению инфляции. В частности, Центральный банк прогнозирует, что в результате роста цен на энергоресурсы для населения целевой диапазон инфляции на 2024 год увеличится с 7-8 процентов до 9-11 процентов.
Центральному банку целесообразно поддерживать относительно жесткие денежно-кредитные условия, т.е. положительную разницу в 4-5 процентов между инфляцией и основной процентной ставкой.
- Ограничение интервенций на валютном рынке
В 2023 году международные резервы сократились на 2,7 млрд долларов. Большая часть этого сокращения пришлась на третий квартал, когда резервы уменьшились на 2,2 млрд долларов в период с июля по сентябрь. Хотя текущий объем резервов значительно превышает рекомендованные МВФ показатели, дальнейшее сокращение резервов может негативно повлиять на суверенный рейтинг нашей страны. В связи с этим необходимо ограничить использование резервов.
Центральный банк проводит интервенции на валютном рынке с целью ограничения краткосрочных колебаний номинального обменного курса. Это приводит к укреплению реального обменного курса, что делает импорт дешевле, а экспорт дороже. Например, в 2023 году, несмотря на обесценение номинального обменного курса на 9,2%, реальный обменный курс укрепился на 4,6%. Если Центральный банк будет уделять больше внимания стабильности реального обменного курса, чем номинального, это поможет сократить дефицит текущего счета.
- Сокращение дефицита счета текущих операций
В 2023 году дефицит текущего счета составил 7,8 млрд долларов, что эквивалентно 8,6% ВВП.
Дефицит по товарам и услугам составил 17,6 млрд долларов, что на 3,9 млрд долларов больше по сравнению с 2022 годом. Чистый поток первичных доходов составил –761 млн долларов (в 2022 году он был 902 млн долларов). Чистый поток вторичных доходов составил 10,5 млрд долларов, что ниже показателя 2022 года в 12,1 млрд долларов.
Ухудшение дефицита текущего счета объясняется увеличением бюджетных расходов, укреплением реального обменного курса (реальный обменный курс укрепился на 4,6% в 2023 году и на 7,5% с сентября 2019 года), а также ухудшением внешнеэкономической ситуации, ростом торгового дефицита и увеличением оттока инвестиционных доходов.
Ухудшение платежного баланса приводит к снижению притока инвестиций в нашу страну, уменьшению способности заимствований, увеличению стоимости заимствований (процентных ставок) и ухудшению кредитного рейтинга нашей страны.
- Поощрение роста экспорта.
В последние годы темпы роста экспорта оставались низкими по сравнению с импортом. Например, в 2023 году рост импорта составил 24%, в то время как экспорт без учёта золота вырос всего на 5 процентов. Поэтому важно активизировать усилия для ускорения роста экспорта при одновременном сокращении внешнеторгового дефицита.
Для быстрого увеличения экспортных показателей ожидается ускорение процесса присоединения к Всемирной торговой организации, а также подписание соглашений о свободной торговле с основными странами-торговыми партнерами, такими как Южная Корея и Турция. Эти шаги позволят расширить доступ к мировым рынкам, снизить торговые барьеры и стимулировать экспортные операции, что способствует росту экономики и сокращению внешнеторгового дефицита.