На сегодняшний день министерствами и ведомствами привлечены более 50 иностранных консультантов в различных сферах (транспорт, питание, трансформация госпредприятий, макроэкономика, образование, культура, спорт, инновации), на деятельность которых выделено около 50 млрд сумов.
В результате исследований, проведенных Агентством стратегических реформ, было выявлено, что в деятельности иностранных консультантов имеется ряд системных недостатков:
1) для иностранных консультантов не установлены четкие критерии эффективности (KPI).
Анализ содержания большинства соглашений, заключенных министерствами и ведомствами с иностранными консультантами, свидетельствует об отсутствии четких критериев оценки их деятельности.
2) в министерствах и ведомствах не налажена систематическая работа по анализу отчетов и рекомендаций, представленных иностранными консультантами.
В частности, хотя были привлечены ряд иностранных консультантов, они не осуществляли систематическую работу по сбору заключений и отчетов, их анализу и подготовке новых предложений.
Например, несмотря на привлечение 5 иностранных экспертов для развития железнодорожной сферы, эффект от их реформ в этом направлении не заметен.
3) отсутствует система общественного контроля за деятельностью иностранных консультантов. Введение такой системы способствует повышению эффективности и прозрачности выполняемых ими задач.
Согласно анализу, практически ни одно министерство или ведомство не разместило на своих сайтах информацию о привлеченных иностранных консультантах и предоставленных ими заключениях и отчетах. Также не были приняты меры для обеспечения общественного контроля.
В целом анализ показал, что работа с иностранными консультантами недостаточно систематизирована.
Для устранения вышеуказанных недостатков Агентством стратегических реформ был подготовлен проект постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению эффективности экспертной поддержки реализации структурных реформ», который подписан Президентом Республики Узбекистан.
В постановлении предусматеривается следующее:
1) иностранные консультанты будут привлекаться на основе трехстороннего договора, заключаемого между организацией-заказчиком и Агентством стратегических реформ. При этом:
а) договор заключается на срок до 1 года и в дальнейшем этот срок может быть продлен;
б) в договоре описываются задачи, которые должны быть выполнены иностранными консультантами, а также определены индивидуальные целевые показатели (KPI), которые требуется достичь;
в) организация-заказчик составляет ежемесячный акт об услугах, предоставленных иностранными консультантами за выполненные работы.
2) привлечение иностранных консультантов осуществляется в соответствии с процедурами (прозрачность, открытость) государственных закупок;
3) работа, проводимая иностранными консультантами, регулярно будет отражаться в СМИ, социальных сетях и на официальном веб-сайте заказчика. Кроме того, с их участием будет организовываться ежемесячные встречи, на которых подготавливаются соответствующие предложения;
4) иностранные консультанты должны соответствовать следующим основным требованиям:
обладать компетенциями, знаниями и навыками, необходимыми для проведения реформ в экономике, социальной сфере и других ключевых областях;
иметь опыт работы в известных международных организациях или ведущих предприятиях и организациях за рубежом;
владеть иностранными языками (например, английским, русским и другими) в соответствующем уровне.
Будет введен единый электронный реестр иностранных консультантов, который будет публиковаться на веб-сайте Агентства стратегических реформ (www.asr.gov.uz). В этом реестре также будет представлена информация о проделанной ими работе, включая отчеты, предложения и рекомендации.