Развитие креативной экономики в мире происходит стремительными темпами и играет важную роль в экономическом росте многих стран.
Справочно: Креативная экономика включает в себя различные секторы, такие как музыка, издательское дело, архитектура, телевидение, искусство, культура, дизайн, медиа, реклама, мода, кино и даже некоторые высокотехнологичные отрасли.
Сегодня креативная индустрия зарабатывает почти 2,3 трлн долларов в год. Глобальный экспорт – это 250 млрд долларов, и по прогнозам, учитывая текущие темпы роста и значимость этого сектора в мировой экономике, в ближайшие 10–15 лет этот сектор составит 10% глобального ВВП.
Для молодежи это самая перспективная отрасль экономики, что актуально для Узбекистана, где дети и молодые люди до 30 лет составляют 60% населения.
Доля креативной индустрии в ВВП Узбекистана не имеет конкретных данных. На сегодняшний день, зарегистрировано 9 563 предприятия из сферы креативных индустрий и вовлечены 84 068 сотрудников без учета самозанятых лиц.
Из всех предприятий сферы, 83% или 7 931 приходится на микропредприятия, где работают до 9 сотрудников, а число малых предприятий с количеством сотрудников до 49 составляет 1 264, и всего в 368 предприятиях трудятся более 50 сотрудников.
В республике существует 205 IT–центров, более 100 дизайн центров, 60 центров анимационных картин, 30 центров разработки игр и более 20 арт галерей.
Ежегодная квота государственных университетов на принятие студентов по направлению коммуникаций, урбанистики (градостроения), гостевого хозяйства, журналистики и маркетинга составляет 9,3 тыс.
При всем при этом, отсутствуют стимулирующие факторы, а также, правовая среда, создающая привлекательные условия для молодежи.
Действующий налоговый режим для представителей креативной индустрии в Узбекистане невыгодным из-за высоких налоговых ставок, сложной процедуры уплаты налогов, ограничений на доходы и недостатка налоговых льгот.
Креативная экономика создает миллионы рабочих мест для возрастной категории 16–29 лет по всему миру. В развитых странах доля занятости в этом секторе может достигать значительных значений.
По данным Агентства стратегических инициатив, в Госдуме России в первом чтении принят федеральный закон о развитии креативных индустрий. Об этом доложила генеральный директор Агентства С.Чупшева, 22 мая т.г., в ходе заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив Президенту Российской Федерации В.Путину.
Кроме того, в России ведет деятельность «Универсальный университет», который готовит студентов по 20 направлениям креативной экономики.
Вместе с тем, разработан региональный стандарт развития этих индустрий. Цель – увеличить долю в ВВП России с 3% до 6,5% к 2030 г.
В США креативная экономика играет ключевую роль в экономическом росте. Голливуд, Силиконовая долина, Нью-Йорк и Лос-Анджелес являются мировыми центрами креативных индустрий.
В Великобритании креативная индустрия обеспечивает работу более 2 млн человек, который означает, что каждый 20–ый работоспособный человек этой страны относится к креативной экономике.
Для сравнения, это чуть меньше сектора образования, где работают 2,5 млн человек.
Южная Корея инвестирует значительные средства в развитие культуры и креативных индустрий, таких как K-pop, кино и телевизионные шоу. Правительство активно поддерживает экспорт корейской культуры за рубеж.
В Казахстане в ноябре 2021 года была принята Концепция развития креативных индустрий на 2021–2025 годы, в рамках чего внесены соответствующие изменения в Закон о культуре и предпринимательский кодекс. Эти меры создали условия для поддержки людей и компаний, работающих в сферах, как искусство, дизайн и IT.
В апреле 2022 года в Кыргызстане по этому вопросу образовали специальный Совет при президенте, а в августе того же года приняли закон «О парке креативных индустрий» со специальным режимом налогообложения и льгот. Создание Совета помогает координировать действия по поддержке креативных индустрий и решать проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели.
В свою очередь Парк креативных индустрий предоставляет специальные налоговые льготы и другие преимущества, что делает его привлекательным для новых компаний и стартапов.
Темпы роста и значимость креативной экономики в мировой экономике подталкивают к разработке национальной программе развития креативных индустрий в Узбекистане на основе передового зарубежного опыта, предусматривая:
1) создание специальных творческих зон, выставочных площадок и студии для представителей креативной индустрии, где они смогут работать и демонстрировать свои произведения;
2) поддержку в виде предоставления доступа к необходимому оборудованию, компьютерам и программному обеспечению, которое существенно облегчит работу творческих специалистов;
3) разработка эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности и идей от незаконного копирования. Это может включать в себя усовершенствование законодательства, механизмов патентования и правил конфиденциальности;
4) организация обучающих программ и мастер-классов от ведущих мировых экспертов для повышения квалификации представителей креативной индустрии;
5) создание Фонда для предоставления грантов и кредитов на развитие стартапов и проектов в сфере креативной индустрии;
6) содействие в создании сетевых платформ для обмена знаниями и опытом между представителями креативных индустрий внутри страны и за рубежом.