В постпандемическом мире, в период происходящих региональных военных конфликтов, высоких рисков экономических кризисов и других масштабных преобразований инструментом достижения желаемых результатов выступает стратегическое планирование как на высшем, так и местном уровнях, в отраслевых, корпоративных и индивидуальных отношениях.
Стратегическое планирование является жизненноважным элементом достижения целей государственного масштаба. Так, за последние 10 лет во многих странах мира широко внедрена система стратегического планирования государственного управления.
Стратегическое планирование государственного управления – это определение ключевых направлений, целевых параметров, приоритетных задач устойчивого социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслей и сфер экономики, выработка и реализация необходимых для этого программных установок и «дорожных карт».
Стратегическое планирование, включающее рост взаимозависимости мировой экономики и цифровизацию механизмов государственного управления, прочно вошло в практику управления ведущих развитых стран: США, Франция, Япония, Южная Корея, Китай, как на макро-, так и на мезо- и микроуровне. Все прогнозы строятся на основании статистической информации, проводится глубокий научный анализ.
В нашей стране с 1997 года начали разрабатываться текущие (годовые) экономические программы стратегического характера. Однако долгосрочная стратегия страны впервые была разработана в 2017 году – Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах. В последующем была принята Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы и Стратегия «Узбекистан – 2030».
Состояние о ключевых стратегических реформах, планируемых к реализации в текущем и последующих годах, в рамках принятых стратегий, находится под постоянным контролем главы государства – 13 февраля этого года представлена соответствующая презентация.
Всего за последние семь лет принято 80 стратегий и концепций, охватывающих в основном социально-культурный сектор, экологию и охрану окружающей среды, инновационный сектор.
Однако, они не увязаны между собой с точки зрения целей и задач, понятийного аппарата, не образуют единую систему стратегического планирования. Отсутствие единого законодательного акта, хотя попытки уже предпринимались – в 2019 году был разработан проект закона «О стратегическом планировании», создаёт серьёзные риски потерь финансовых, трудовых и природных ресурсов, дальнейшего углубления межрегиональных диспропорций.
В целях завершения основных процессов построения фундамента рыночной экономики в 2024 году, создания достойного уровня жизни населению путем выведения экономики в 2025 году на совершенно новый качественный уровень для достижения задач вхождения национальной экономики в группу стран с доходом выше среднего в 2030 году принято постановление Президента Республики Узбекистан от 4 марта 2024 года № ПП-109 «О приоритетных мерах по реализации в 2024 году реформ по основным направлениям, определенным в Стратегии «Узбекистан – 2030».
В частности, утвержден План мер по проведению реформ в стратегических направлениях в 2024 году, предусматривающий принятие 78 нормативно-правовых актов стратегического характера.
Координирующими органами по реализации задач, определенных в Плане мер, определены Агентство стратегических реформ и Министерство экономики и финансов.
В связи с чем, основываясь на мировой практике и опыте зарубежных стран (Австралия, Германия, Франция, США, Великобритания, Греция, РФ, Беларусь), необходимо принятие долгосрочной программы – Стратегия развития Узбекистана на 50-70 лет, основными столпами которой станут:
- Государство, ориентированное на будущее. Основная цель государства включает в себя создание ориентированного на построение социального государства, с долгосрочными видениями и вдохновляющими руководителями органов государственного управления. Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности.
- Прозрачное и сервисное Правительство. Обеспечение прозрачности деятельности органов исполнительной власти и всесторонняя сервисная поддержка населения и субъектов предпринимательства. Разработка разнообразных социальных программ, создание системы услуг и социальных служб для всех групп населения.
- Высокий уровень образования. Коренной пересмотр действующих образовательных программ, на основе анализа которых создание современных механизмов раннего раскрытия индивидуальных талантов студентов. Учебные заведения переформатировать в инкубаторы предпринимательства и инноваций с последующим созданием «мозговых центров». Воспитание нового поколения изобретателей и учёных и их поддержка со стороны государства.
- Передовые научно-исследовательские программы. Создание во всех государственных органах малых научно-исследовательских групп по их отраслевым направлениям деятельности с последующим преобразованием в академии. В целях координации и обобщения научно-исследовательских работ создать Единый республиканский орган с подотчетностью Президенту страны.
- Диверсифицированная экономика. Консолидация деятельности государственных органов в повышении производительности национальной экономики, поддержки национальных компаний, инвестиций в научные исследования и перспективные отрасли, особенно на инновации, предпринимательство и передовые отрасли, разработки национальной стратегии, определяющей будущее экономики и промышленности.
- Счастливое и богатое общество. Социальное государство включает в себя создание богатого, безопасного, толерантного, сплочённого и этичного общества, которое стремится к высшему уровню счастья, достижению позитивного образа жизни и высокому качеству жизни. Широкое вовлечение населения в работу махаллей, создание своего безопасного региона, направление всех усилий по воспитанию молодёжи по принципу «Устоз – шогирт», создание чистого и благоустроенного района.
- Социальная защита социально уязвимых категорий населения. Доступность социальной поддержки всем без исключения социально уязвимых категорий населения, сглаживание социальных различий и помощи нуждающимся, обеспечение социального страхования для всех членов общества.
Такого рода документы уже приняты в зарубежных странах: Стратегия Китая – 2050, План столетия ОАЭ в 2071 году, Стратегия Казахстана – 2050, в Японии, Республике Корея, Сингапуре и Малайзии были приняты стратегические документы, рассчитанные на 10, 20, 30 и 40 лет и др.
Внедрение инноваций, содействие диверсификации экономики, улучшение управления ресурсами и обеспечение участия гражданского общества являются ключевыми мерами страны в достижении устойчивого развития и процветания. Однако, для успешной реализации этих мер необходимо скоординированное усилие всех участников общества и активная поддержка со стороны правительства.
Знаковым этапом в определении стратегической направленности страны стало принятие обновлённой Конституции. В ней заложились основы для принятия стратегических документов. Так, в соответствии со статьёй 93, к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относится принятие стратегических государственных программ.
В связи с этим, принятие закона о стратегическом планировании послужит определению конкретных стратегических целей, видов документов в области государственного управления стратегического характера как на республиканском, так и на региональном уровне, закреплению специально уполномоченного государственного органа по мониторингу за ходом реализации стратегических программ, подготовке специалистов в области стратегического планирования и принятию других законодательных основ (стратегий, концепций) для достижения стратегических планов.
При этом, первостепенной задачей должен стать процесс по пересмотру действующих документов стратегического характера в силу современных реалий и требований рыночной экономики, а также мировых и региональных изменений в политической и социальной сферах.
Новым этапом формирования стратегического планирования в Узбекистане стало принятие в целях внедрения комплексной системы, подразумевающей определение и планирование приоритетных направлений, целей и задач развития Республики Узбекистан на долгосрочную перспективу, направления деятельности по всем линиям к эффективности на основе цепочки «Цель – действие – результат» и обеспечения гармоничного движения государственных органов и организаций для достижения их ключевых показателей в рамках реализации стратегии «Узбекистан-2030», станет принятие акта Президента страны.
Дмитрий Огай,
руководитель группы Агентства стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан