Агентство стратегических реформ разработало ряд предложений по развитию малой авиации, основываясь на зарубежном опыте и его влиянии на экономический рост. Малая авиация охватывает легкие самолеты с максимальным взлетным весом от 495 до 8 600 килограмм и числом пассажиров не более 19 человек, а также включает дельтапланы, планеры и воздушные шары. Эта отрасль активно используется в туризме, сельском хозяйстве, спорте, логистике, мониторинге окружающей среды, аэрофото- и видеосъемках, геологоразведке и в других целях.
Анализ зарубежного опыта
В США малая авиация является крупной отраслью, где работают 500 тысяч человек, из которых около 300 тысяч имеют удостоверения частных пилотов. Количество летательных аппаратов составляет 300 тысяч, а в стране насчитывается 13 514 аэропортов и аэродромов. Фермеры используют свыше 20 тысяч малых самолетов для сельскохозяйственных нужд. В 2018 году был принят Закон «О малой авиации», значительно упростивший процедуры для владельцев небольших самолетов и вертолетов. Этот закон создал консультативные и регуляторные органы, улучшившие систему сертификации и безопасности полетов. Объем рынка услуг малой авиации оценивается в 50 млрд долларов в год, принося 4 млрд долларов налогов ежегодно.
В России зарегистрировано 3 359 малых летательных аппаратов и 2 тысячи пилотов. В стране имеется 226 аэропортов и 5 вертодромов. Разрабатывается Программа развития малой и региональной авиации стоимостью 7,6 млрд долларов, направленная на расширение сети внутренних авиалиний, создание региональных авиакомпаний и снижение финансовой нагрузки на авиакомпании и аэропорты.
В Казахстане функционирует более 60 организаций малой авиации с парком из более чем 300 воздушных судов, в которых работают свыше 200 авиаспециалистов. В стране действуют 24 аэропорта и 5 вертодромов. Казахстанская ассоциация малой авиации регулирует деятельность малой авиации, включая подготовку пилотов и технических специалистов, а также осмотр и ремонт авиационной техники. В Центральной Азии воздушные авиалинии в основном связывают столицы и крупные города.
Ситуация в Узбекистане
В стране насчитывается 18 аэропортов. Однако, в сфере малой авиации отсутствует комплексная регуляция вопросов, связанных с регистрацией, сертификацией, операционной деятельностью и техническим обслуживанием. Также отсутствует система подготовки и повышения квалификации частных пилотов и авиационного персонала.
Предложения по развитию малой авиации в Узбекистане до 2025 года
Для развития малой авиации в Узбекистане до 2025 года предлагается провести тщательное изучение зарубежного опыта. Это включает анализ влияния малой авиации на экономический рост в таких странах, как США, Россия, Казахстан и других. Опыт этих стран может предоставить ценные уроки и лучшие практики, которые помогут ускорить развитие сектора в Узбекистане.
Необходимо пересмотреть текущий Воздушный кодекс и разработать новые нормативные акты для создания эффективной нормативно-правовой базы в сфере малой авиации. Это позволит установить четкие правила и процедуры, обеспечивающие безопасное и эффективное функционирование отрасли.
Развитие инфраструктуры также является ключевым аспектом. Важно построить новые аэродромы и вертодромы, что значительно улучшит транспортную доступность и свяжет отдаленные регионы страны с основными экономическими центрами.
Следует поддерживать развитие альтернативных видов летательных аппаратов, таких как дельтапланы, планеры и воздушные шары. Эти виды авиации могут найти широкое применение в туризме, спорте и других сферах.
Формирование системы подготовки специалистов является еще одной важной задачей. Необходимо создать образовательные программы для обучения пилотов и технического персонала, что обеспечит наличие квалифицированных кадров для растущей отрасли малой авиации.
Государственная поддержка также играет значительную роль в развитии малой авиации. Введение мер по снижению налоговой нагрузки и предоставление бюджетной поддержки помогут предприятиям малой авиации стать более конкурентоспособными и устойчивыми.
Для эффективного управления малой авиацией требуется установить дифференцированную систему регистрации и сертификации летательных аппаратов, а также четко регламентировать операционную деятельность. Это позволит повысить уровень безопасности и надежности в отрасли.
Наконец, необходимо внедрить систему эффективного государственного контроля в сфере малой авиации. Это обеспечит соблюдение всех норм и стандартов, а также поддержит высокий уровень безопасности и качества услуг.
Эффективное развитие малой авиации в Узбекистане станет важным фактором экономического роста и жизнеобеспечения отдаленных регионов страны, способствуя улучшению транспортной инфраструктуры и созданию новых рабочих мест.