С целью внедрения единого подхода к формированию, обмену, обработке, хранению и использованию данных в государственных органах Агентством стратегических реформ был разработан проект Закона «О национальной системе управления данными».
При подготовке проекта были проведены обсуждения с представителями Министерства юстиции, Министерства цифровых технологий, Таможенного комитета, Налогового комитета, а также с рядом зарубежных экспертов, и учтены их предложения.
Сегодня наблюдается недостаток точных и актуальных данных при принятии управленческих решений. В результате возникают определенные сложности при разработке стратегических документов по развитию отдельных сфер, а также средне- и долгосрочному планированию.
Например, расчет подземных водных ресурсов осуществляется совместно несколькими государственными органами. Однако на практике из-за отсутствия полноценного механизма обмена данными и того, что каждый орган собирает данные в пределах своей компетенции, имеющаяся информация накапливается разрозненно. Это влияет на правильность оценки подземных водных ресурсов, их эффективное использование, оценку экономической эффективности, планирование и обеспечение экологической устойчивости. Кроме того, некоординированная отправка запросов различными госорганами приводит к снижению качества данных.
За последние 10 лет управление данными в мире активно развивается. Такие международные организации, как Всемирный банк, ОЭСР, ЭСКАТО и ЮНЕСКО, публикуют рекомендации и руководства для стран по улучшению практики в данной сфере. Всемирный банк подчеркнул необходимость расширения базы данных (административных и геопространственных) в Узбекистане. Лидерами в области управления данными являются Великобритания, Германия, Новая Зеландия, Канада, США, Южная Корея и ОАЭ, где создана эффективная система управления данными.
Примеры:
- а) в Великобритании после принятия в 2021 году закона об управлении административными данными появилась возможность экономить административные расходы в размере до 1,5 млрд долларов ежегодно.
- б) в ОАЭ был внедрен портал данных «Dashboard», позволяющий руководству страны в онлайн-режиме отслеживать информацию по всем отраслям.
- в) в Южной Корее принят отдельный закон об управлении данными. Благодаря регулированию и росту доверия к цифровым услугам экспорт IT-услуг с 2011 по 2020 годы увеличился с 10 млрд долларов до 17 млрд долларов (на 70%).
Исходя из передового международного опыта и существующих проблем, проект закона предусматривает:
- установление 6 основных принципов национальной системы управления данными, таких как соответствие международным стандартам качества, взаимосовместимость данных и общегосударственный подход к данным;
- определение 8 основных направлений государственной политики в сфере управления данными, а также конкретных полномочий Кабинета Министров, Агентства стратегических реформ, Министерства цифровых технологий и Государственного комитета по статистике;
- обязательства государственных органов по формированию каталога данных, определению достоверных источников данных и приведению их в соответствие с международными стандартами качества;
- требования по монетизации данных, стратегическому планированию в рамках национальной системы управления данными, вопросам государственных финансов и программного бюджетирования;
- использование данных для мониторинга и оценки реализации государственной политики и госпрограмм, а также оптимизацию процессов запросов и отчетности в госуправлении;
- установление правил использования данных в общественных интересах;
- инструменты и механизмы реализации национальной системы управления данными, создание централизованного хранилища данных и контроль качества данных.
Проект закона был рассмотрен Всемирным банком, Немецким обществом международного сотрудничества (GIZ), Фондом ООН в области народонаселения и ЮНИСЕФ, и их замечания были учтены. Для обсуждения законопроекта было проведено 8 круглых столов с участием представителей министерств и ведомств.
После принятия законопроекта ожидается ряд результатов:
- Во-первых, будет внедрен единый подход к цифровому сбору, формированию, обмену, обработке, хранению и использованию данных в госорганах, что позволит сократить время, затрачиваемое на отчетность в государственных организациях, как минимум на 50%.
- Во-вторых, появится возможность объективного мониторинга и оценки деятельности госорганов, эффективности реализации государственных программ и политики.
- В-третьих, будут сформированы достоверные данные для бюджетирования на основе результатов и эффективного управления государственными инвестициями, что обеспечит правильное и точное распределение средств государственного бюджета и международных финансовых институтов.
- В-четвертых, повторное использование государственных данных частным сектором создаст возможности для расширения бизнеса и повышения конкурентоспособности.
Замечания и предложения по проекту закона можно направлять на адрес: takliflar@asr.gov.uz